Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.
Логопедия
Автор: Елена Куликова   
01.11.2014 14:10

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №65».

Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей дошкольного возраста.

Учитель-логопед Куликова Е.Г.

Учитель-логопед Володина М.М.

Астрахань 2014г.

Успех коррекционной работы по преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность специалиста и родителей приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.

В семье созданы все условия, которые благоприятны для общего и речевого развития. Однако часто родители не уделяют должного внимания речевым нарушениям. Происходит это по нескольким причинам:

· родители не слышат недостатков речи своих детей;

· родители не придают речевым нарушениям серьёзного значения, предполагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

 

В связи с этим теряется благоприятное время для коррекционной работы. Из детского сада ребёнок уходит в школу, и речевые нарушения начинают приносить ему немало огорчений. Одноклассники смеются над ним, учителя постоянно делают замечания, появляются ошибки при чтении и письме. Ребёнок начинает стесняться, отказывается принимать участие в мероприятиях. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за плохих оценок. В такой ситуации критические замечания не дают нужного результата, а наоборот усугубляют её. Ребёнку необходимо умело и вовремя помочь. Несомненно, что помощь родителей в коррекционной работе необходима и очень важна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Приобретённые знания помогут родителям поглубже познакомиться с проблемами своих детей, помочь ребёнку в преодолении трудных ситуаций.

Для успешного преодоления речевых недостатков необходимо познакомить родителей с коррекционными приёмами формирования правильной речи.

1 Развитие мелкой моторики.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами дружить. Зачем? Чтобы развивать смекалку, ум красивое произношение.  Дома потренируйте пальчики!

Пальцы дружная семья.

Пальцы дружная семья,

Друг без друга им нельзя. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой,

А это – средний.

Безымянный и последний –

Наш мизинец малышок!

У-у-у! указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (поочерёдно поднимаем пальцы обеих рук кверху.)

Будем их соединять

И движенья выполнять… (каждый палец руки присоединяем поочерёдно к большому.)

Учёные пришли к выводу, что формирование устой речи ребёнка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыков письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребёнка 4 – 5 лет:

· рисует карандашами, мелками;

· собирает постройки из девяти кубиков;

· складывает бумагу более чем один раз;

· шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития мелкой моторики дети дома должны:

· разминать пальцами глину, пластилин;

· катать по очереди камешки, шарики, бусинки;

· выполнять пальчиковые игры и упражнения;

· рисовать ручкой, карандашами, мелками, гуашью;

· вышивать;

· играть с конструктором, мозаикой, кубиками, спичками, палочками;

· штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

 

2 Развитие речевого дыхания.

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особенно большое значении оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

· вдох и выдох носом;

· вдох носом, выдох ртом;

· вдох ртом, выдох носом;

· вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок» – пошмыгать носом, рот закрыт.

При этом упражнении нужно чувствовать движения стенки живота.

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» – выдох со звуком х-х-хо.

Упражнение «Остудить воду» – выдох со звуком ф-ф-ф.

Упражнение «Бабочка» – сдувать бабочку на ниточке с цветка.

Упражнение «Лодочка» – дуть на бумажную лодочку, которая плавает в тазике с водой.

Упражнение «Футбол» – дуть через соломинку на горошину, пытаясь забить гол в ворота.

Упражнение «Подводная лодка» – пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Необходимо следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующее упражнение развивает не только направленную воздушную струю, но и укрепляет мышцы языка, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» – язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Для углубленного вдоха можно предложить детям понюхать цветок, узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

Следующее упражнение развивает диафрагмальное дыхание, т.е. дыхание животом. Это самое правильное и самое полезное дыхание.  Оно способствует насыщению и увеличению скорости кровотока, доставляющего кислород и питательные вещества ЦНС.

Упражнение «Воздушный шарик». Представим, что живот – это воздушный шарик, заполняем его воздухом через нос, выпускаем воздух медленно и долго через нос, живот втягиваем. Левая рука на животе, правая на груди. При вдохе живот надувается, грудная клетка и плечи не поднимаются.

Используя этот тип дыхания, мы постоянно тренируем важные функции организма: сердечную, нервную. Иммунные системы, что в свою очередь снимает психическое напряжение, поднимает настроение, укрепляет здоровье. При таком благополучном состоянии все коррекционные процессы пойдут быстрее.

Попробуйте подышать дома с ребёнком лёжа – для лучшего расслабления, на живот положить игрушку или лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по волнам. Упражняясь по 5 минут с перерывами по одной минуте каждый день, вы заметите. Что ребёнок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его.

3 Развитие артикуляционной моторики.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы. Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовке его к постановке звуков.

Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

· постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, при которой необходима помощь родителей;

· систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

· выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день;

· выполняется артикуляционная гимнастика, сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки;

· добивайтесь чёткого, точного, плавного выполнения движений;

· вначале выполняйте артикуляционные движения медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, увеличивайте темп артикуляционной гимнастики;

· комплекс артикуляционной гимнастики будет неуклонно усложняться и расширяться за счёт вновь отработанных с логопедом упражнений;

· каждое упражнение выполняйте несколько раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений;

· возможно и желательно выполнять артикуляционную гимнастику под счёт, под музыку и с хлопками.

Упражнения для челюстей.

· широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 – 15 секунд;

· жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.

· то же в быстром темпе.

 

Упражнения для губ.

· улыбнуться, не обнажая зубы;

· «Заборчик» – улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы;

· «Прячем губки» – втянуть губы к зубам;

· вибрация губ (фырканье лошадки);

· чмоканье.

Упражнения для языка.

· «Лопатка» – широкий язык спокойно лежит на нижней губе;

· покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая;

· вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребёнок произносит: пя-пя-пя;

· «Лошадка – улыбнуться, щёлкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык;

· «Маляр – улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперёд-назад по нёбу;

· «Дятел – улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося д-д-д.

И самое главное!

Занимаясь с ребёнком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не всё будет получаться с первого раза. Как можно чаще хвалите ребёнка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче.

Ваш доброжелательный настрой – залог успеха!

 

Литература.

1.Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: изд-во «Литур», 2005.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: «Гном-пресс»,1999.

3.Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.

4.Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.

5.Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи. Журнал «Дефектология»,1983, №1.

6.Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.

 

7. Светлова И.В. развиваем мелкую моторику и координацию. М.. 2004.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год