Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. |
Логопедия | |||
Автор: Семеняко Анжелика Валентиновна | |||
29.08.2015 11:50 | |||
Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. Информационные и компьютерные технологии сегодня входят во все сферы жизни общества, в том числе и в образовательную. Современный этап общественного развития, характеризующийся глобальной информатизацией, непрерывной сменой технологий, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей проектирования, производства и управления, значительно повышает требования к профессиональной подготовке специалистов, в том числе и учителей-логопедов. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. Применение компьютера для обучения дошкольников с нарушениями речи – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Родителей и педагогов волнует вопрос влияния компьютера на здоровье ребёнка. Вред компьютер приносит в том случае, когда не соблюдаются простые правила (информационный буклет прилагается), предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на здоровье ребёнка. При работе с компьютерной техникой в детском саду следуют СанПиНу 2.4. 1. 2660-10: — 6.9. Но в современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений. Компьютерные технологии – особое направление в работе с ребенком, которое способно помочь его развитию. Проникновение современных технологий в образовательную практику открывает новые возможности и решает массу задач в коррекционно-образовательном процессе таких как:
Цели использования компьютерной технологии:
Использование ИКТ на логопедических занятиях, существенно повышает эффективность работы по исправлению дефектов звукопроизношения, преодолению нарушений чтения и письма, развитию мелкой моторики за счёт: доступной наглядности. Дошкольный возраст является сензитивным периодом в развитии речи. У детей необходимо вырабатывать и совершенствовать умение рассказывать и рассуждать вслух, специально побуждая их к этому. Здесь же формируется умение быть услышанным и вслушиваться в речь собеседников, то есть вырабатываются элементарные коммуникативные навыки. Заинтересовать детей в данной деятельности поможет применение компьютерных презентаций. Презентации – это авторские медиапродукты, которые могут создаваться по всем разделам коррекционной работы. Здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие мультимедийные презентации можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Удобство для педагога составляет и то, что можно как разработать материал самому, так и воспользоваться работой коллег. Я как сторонник использования ИКТ в работе с детьми, считаю, что педагог, чтобы общаться с ребенком на одном языке, должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями. В своей работе я использую различные компьютерные программы: Мicrosoft Word. — работа с документами; Мicrosoft Роint — работа с изображениями; Мicrosoft Роwег Роint — презентации (педагогические советы, семинары, проекты); Мicrosoft Оffice Publisher – информация для всех участников педагогического процесса Детям интересно все, что связано с компьютером, тем самым повышается не только учебная мотивация, но и речевая и познавательная активность ребенка на логопедическом занятии. Дошкольника утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, предложений, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и коррекции речи детей я стала использовать на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях авторские компьютерные игры-презентации, такие как: «В гостях у белочки Лолы», «Шарик и его друзья» игры прилагаются, игры-презентации помогают ребенку запомнить форму, цвет, ориентироваться в пространстве «И цвет и форма и размер» (игра-презентация прилагается). Виды презентаций, которые я использую в своей работе:
Презентационные материалы могут применяться для:
Таким образом, в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является компьютер. Компьютер стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
|