Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи
Логопедия
Автор: Дудина Е.В.   
18.11.2015 02:35

Формирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речиФормирование речевого самоконтроля у детей с нарушением речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86»

Учитель-логопед: Дудина Е.В.

Воронеж – 2015г.

Одна из наиболее актуальных проблем в коррекционной педагогике – проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции. Недоразвитие функций речевого самоконтроля – основная причина широко известного в настоящее время «кабинетного синдрома», при котором сформированные умения и навыки зачастую проявляются у детей только в условиях логопедического кабинета.

 

Скачать конспект

Самоконтроль и саморегуляция не появляются сами по себе. Как отмечает Н.В. Нижегородцева, «формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции происходит только в процессе обучения, так как отличительная особенность учебной деятельности заключается в формировании произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами». Поэтому, в логопедическом процессе на этапах постановки звука и его автоматизации также происходит формирование навыков самоконтроля и психической саморегуляции.

В процессе постановки звуков есть смысл использовать схемы артикуляций звуков, что позволяет познакомить ребёнка, со способами контроля за произношением звука. Можно использовать и другие различные опоры: зеркало, фотографии, профили артикуляции, муляж «гибкий язык», знаковые символы для формирования «физиологического образа» звука, изображения языка при помощи рук, фонетическая ритмика, компьютерные технологии. В задания индивидуальных занятий включается материал, который способствует проверке ощущений, возникающих при произношении. Например, «говори правильно звук [ Ш ]».

  • Посмотри, какие губы при звуке [ Ш ]
  • Посмотри, где у тебя язычок
  • Покажи руками положение язычка
  • Проверь ладошкой, какой воздух: тёплый или холодный
  • Проверь голос

Детям очень нравится игра «Телевизор с секретом» или «Дикторы».

Игра на определение раннее изученных гласных звуков по форме губ (беззвучная артикуляция), в изолированном виде и в сочетаниях. Дети определяют звуки и их последовательность.

Используя традиционные артикуляционные упражнения, например «Рупор-улыбка-трубочка», а также любые другие, обязательно нужно уделить внимание тренировке в переключение с одного движения на другое, выкладывая для этого серию из карточек-символов или предъявляя задание на слух. Также хорошо выполнять артикуляционные упражнения, сопряжено с движениями руками, дублирующими движения языка. В упражнении «Зеркало», когда два ребёнка, или ребёнок и взрослый сидят друг против друга, при этом один из них выполняет артикуляционные упражнения, а другой всё повторяет.

Таким образом, контроль за речью у ребёнка происходит постепенно. Прежде чем начать формировать умение контролировать свою речь, нужно научить ребёнка контролировать чужую речь. С этой целью, следует проводить подгрупповые занятия и давать задания по контролю за речью друг друга: игра «Заметь ошибку», задания по исправлению неправильно произнесённых предложений логопедом: игра «Пойми малыша», большое подспорье в работе могут оказать записи высказываний ребёнка на диктофон с последующим прослушиванием. В дальнейшем следует научить ребёнка исправлять ошибки в речи самостоятельно, в плане громкой речи: игры «Ошибся? Исправься!», «Правильно ли ты сказал?»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год