Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»
Логопедия
Автор: Новицкая Альбина Константиновна   
10.06.2016 14:03

Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»Дифференциация звуков и букв Р-Л в произношении и на письме Тема: «Путешествие в страну согласных»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №8 «Лебёдушка» городской округ Химки

учитель-логопед высшей категории Новицкая Альбина Константиновна

Цель: Различение звуков Р-Л в произношении в словах, в слогах, в предложении. Звукобуквенный анализ слога, слова. Соотнесение графического изображения с буквами. Практическое усвоение предлога.

Скачать конспект

Интеграция образовательных областей:

  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

  • игровая
  • коммуникативная
  • музыкальная.

Задачи:

Образовательные: уметь различать согласные звуки Р – Л в слогах, словах, в предложениях; закрепление умения составлять схему предложения, практическое усвоение трех правил о предложении.

Развивающие: развиваем слуховое и зрительное внимание, фонематический слух, звуковой и звукобуквенный анализ; закрепление правильного употребления предлогов «на», «за», «над», «перед», «в»; закрепление графического изображения букв.

Воспитательные: учить детей взаимодействовать с педагогом и друг с другом; закрепление правых-левых частей тела.

Предварительная работа:

  • Развитие органов артикуляция и постановка звука Л.
  • Развитие органов артикуляция и постановка звука Р.
  • Закрепление звуков Р-Л в слогах, словах, потешках.
  • Автоматизация звуков Р-Л в спонтанной речи.
  • Обучение делению слов на слоги.
  • Обучение построению предложения и составлению схему предложения.

Разучивание физкультминуток.

Материалы:

Наборы для составления схемы слога, слова, предложения (полоски длинные и короткие); квадраты: красные, синие, зеленые; касса букв; предметные картинки на звуки Р-Л (в разной позиции); домики для картинок; кукла Буратино; портфель с заданиями; набор для составления схемы предложения у доски; наборное полотно; доска с элементами букв, мел.

Ход занятия:

Учитель-логопед. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие в страну согласных звуков и букв.

Оргмомент: Практическое усвоение предлогов.

Учитель-логопед: Положите руки: на голову, за голову, на стол, на стул, за спинку стула, под стол, перед собой.

Сядет тот, кто назовет согласный звук.

  1. Сообщение темы: Сегодня будем учиться различать звуки и буквы Р- Л.
  2. Игра «Запомни и повтори».

Дети повторяют ряды из двух, трех, четырех слогов.

ра-ла-ра
ол-ор-ол
дра-дра-длаи т.д.

3. Игра «Посчитай звуки»

Дети определяют количество звуков в слоге и называют их по порядку.

РЭ 2 звука — первый Э, второй Э;

РУ
АЛ
ЛО
ЛЭ

4. Игра «Поменяй местами слоги, составь и прочитай слово»

Ра Ю Ра Ве Ра Но Ра У
Ра Ды Ба Вер Ка Пал Ла Ми
Ка Пол Ла Пи Ка Вил

5. Игровой момент: Приходит Буратино с портфелем (игрушку приносит воспитатель).

Буратино просит помочь ему подготовиться к школе. Из портфеля вынимаются задания, в которых ему нужно оказать помощь. Две картинки (необходимо найти в слове звук Р – Л). Картинки «Лук» и «Рак» закрепляются на доске.

6. Переверните картинки на ваших столах, подумайте, что нарисовано. Нужно выделить звуки Р – Л и положить каждый в свой домик (домики находятся под картинками на доске). Дети по одному выходят, дают полный ответ и кладут картинку в свой домик.

Например, Барабан — в этом слове звук Р. Колобок – в этом слове звук Л.

7. Музыкальная физкультминутка «Правая и левая».

8. Достаем второе задание из портфеля Буратино. Это буквы Р – Л.

Дети называют буквы и вспоминают правила «Чем отличаются звуки от букв». Звуки мы говорим и слышим, буквы видим и пишем. Найдите эти буквы в кассе букв, но сначала мы сделаем гимнастику для глаз.

Упражнение «Часики».

Посмотрите вправо-влево

Тик-так (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Небо-земля». Смотрим вверх-вниз (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Круг». Смотрим п кругу справа-налево и наоборот (плечи, голова остаются на месте, повторить 10-12 раз)

«Восьмерка». Прослеживаем лежачую восьмерку, нарисованную на доске (плечи, голова остаются на месте, повторить 5-7 раз).

9. Следующее задание от Буратино. На доске составлены слова, в которых пропущены буквы Р- Л:

Ба. Шко. а
У.а П.аздник
У.ыбка Ко. обок

Дети выходят по одному к доске, вставляют пропущенную букву, читают индивидуально и хором.

А теперь приготовимся к письму и сделаем гимнастику для пальцев рук.

Кулак-ладонь-ребро

Очки-кулачки

Пальчики здороваются

(каждое упражнение выполняется 3-4 раза).

10. Переверните карточки на ваших столах. На карточках в словах не дописаны буквы Р – Л.

Задания на карточках индивидуальны в зависимости от возможностей ребенка (от односложных слов, до трех-четырехсложных слов со стечение согласных букв):

* ак па.. апа. ома
па. та га. ка па. ка. авка
т.акто. а ко. мушка ват. ушка пи. амида
п.атоу к.убника ко. обок уго. ок

У каждого ребенка по две карточки. Они на своих местах вставляют пропущенную букву.

Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Л.

Читают по цепочке.

Логопед: Прочитайте слова, в которых вы вставили букву Р.

Читают по цепочке.

11. Логопед: Буратино нам принес еще одно задание, но для этого мы должны сделать гимнастику для глаз.

Дети выполняют гимнастику для глаз: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, по кругу несколько раз.

Поворачиваем мольберт, на котором написано слово «Буратино» (в буквах не дописаны часть элементов).

Логопед: Буратино хотел вам что-то написать, но т.к. он еще не знает букв, у него получилось не очень понятно. Постарайтесь догадаться какое слово он хотел написать, допишите каждую букву.

Затем читают слово индивидуально и хором.

12. Логопед: Дети, послушайте внимательно, что я сейчас скажу: Буратино собирается в школу.

Дети: Предложение!

Логопед: Что такое предложение?

Дети: Это несколько слов, связанных по смыслу.

Логопед: Посчитаем слова в этом предложении. Сколько слов?

Дети: Четыре!

Логопед: Назовите каждое слово предложения.

Дети называют и считают каждое слово предложения.

13. Логопед: А теперь мы с вами поиграем в «живое предложение» и составим схему предложения.

Выходят четыре ребёнка. Каждый держит полоску, обозначающую слово.

|____ ____ _ ____. (короткая полоска обозначает предлог «в»)

Логопед: Какие вы знаете правила о предложении?

Дети: Все слова в предложении пишутся отдельно. Первое слово в предложении с большой буквы. В конце предложения ставим точку.

14. Игра «День – Ночь»

На команду «ночь» убирается одно из слов, на команду «день» — дети говорят, что пропало. Логопед поочередно убирает слова, дети с заданием справляются.

15. Работа над интонацией.

Логопед меняет в конце предложения точку на вопросительный или восклицательный знаки, дети читают с разной интонацией.

- Буратино собирается в школу.
- Буратино собирается в школу?
- Буратино собирается в школу!

15. Итог.

Логопед: Ребята, вы помогли Буратино выполнить его задания. Надеемся, он многому у вас научился.

- Чему вы его учили?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что запомнилось?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 17 (333) выйдет
12 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 16 (332) за 2024 год
Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год