Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПРОЕКТ «САД ДУШИ»
Логопедия
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна   
20.05.2017 19:35

ПРОЕКТ «САД ДУШИ»ПРОЕКТ «САД ДУШИ»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 "Ласточка" г. Ртищево Саратовской области»

Цель: Повышение эффективности коррекционной логопедической работы через коррекцию эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности ребенка посредством использования арттерапевтических техник (танцевальную терапию, хромо и музыкотерапию).

Автор проекта: Учитель-логопед Стуенко Т.Г 2014-2015 уч. г.

Актуальность проекта «САД ДУШИ»

У детей – логопатов дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативных сфер. В 5-7 лет дети осознают свой недостаток и стесняются его. Одни дети проявляют повышенную агрессию, другие замкнуты и подавлены, на занятиях тревожны, плаксивы, говорят тихо или отмалчиваются, активность не проявляют; в группе детского сада стараются быть незаметными, избегают общения как со сверстниками, так и со взрослыми, так как бояться быть непонятыми. Обычно у таких детей неуверенность в себе, низкая самооценка — они хотят многое сделать, но не верят в собственные силы и потому даже и не пытаются.

 

Скачать презентацию

Теоретические и практические аспекты в области изучения эмоционально-волевого состояния дошкольников дают возможность понять, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.

Все это очень затрудняет работу учителя-логопеда по преодолению речевых недостатков у детей. И потому я считаю, что одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений.

Цель данного проекта:

  • повышение результативности коррекционной логопедической работы через устранение вторичных отклонений у детей-логопатов — коррекцию эмоционально-волевой, коммуникативной сфер личности ребенка посредством использования арттерапевтических техник (танцевальную терапию, хромо и музыкотерапию).

Задачи:

  • коррекция и гармонизация эмоционального состояния детей
  • развитие коммуникативных навыков и умений
  • обогащение эмоционального словаря детей
  • развитие монологической речи в процессе рефлексии своих чувств, эмоций, представлений
  • развитие образного мышления, внимания и воображения, умения наблюдать, слушать
  • предоставление возможностей для самовыражения, развитие творческих способностей

Тип проекта: социально-личностный

Время подготовки и реализации проекта: с 15августа по 15 декабря 2014 года (среднесрочный)

Участники: учитель-логопед, дети, зачисленные на логопункт, и имеющие проблемы в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах, воспитатели, родители.

Форма реализации проекта: индивидуально-подгрупповые занятия.

Новизна проекта: психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда и внедрение инновационных технологий арттерапии в коррекционно-логопедический процесс.

Планируемый результат: устранение негативных личностных проблем ребенка, повышение уверенности детей в своих силах, повышение навыков коммуникации.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (сбор информации по проблеме) 15августа- 15сентября

  • Подготовка материала и оборудования.
  • Сбор данных по проблеме и их анализ.
  • «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области).
  • Выбор концепции реализации проекта.
  • Обоснование путей реализации проекта.
  • Планирование работы с воспитателями.
  • Планирование работы с родителями.

2. Основной этап — коррекционно-развивающий

План подгрупповых занятий

  1. Давайте познакомимся.
  2. Знакомимся с эмоциями и чувствами.
  3. Настроение-какое оно?
  4. Вместе веселее.
  5. Учимся быть смелыми.
  6. Мы стали смелее
  7. Мы стали смелее
  8. Рисую музыку
  9. Я люблю моего соседа.
  10. Музыка и цвет
  11. Право на ошибку.
  12. Земля-наш общий дом.
  13. Музыка и цвет.

Индивидуальные занятия с использованием ИКТ:

Цветные вариации с музыкальным сопровождением «Музыка и цвет» (с использованием программы мультимедиа)

3. Этап — заключительный

Цель: выявление результативности проектной деятельности

ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ

Известные психологи (Л. С. Выгодский, В.С. Мухина и другие) считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.

В начале учебного года я провела первичную диагностику, с целью выявления детей с эмоциональной напряжённостью. В результате наблюдения, анализа результатов анкетирования родителей, беседы с воспитателями, диагностических методик была выявлена группа детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере: нарушение внимания, тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи. Как известно, разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов.

Выстраивая коррекционную работу с такими детьми мною, составлена система коррекционных занятий с учётом возрастных особенностей детей 5-6 лет.

В основу построения системы занятий положены следующие принципы:

  • Принцип активности и самовыражения. Постановка ребёнка в позицию самоконтроля.
  • Ценностно-ориентированный принцип. Эмоция выступает как ценность личности, которая определяет благополучие ребёнка и его психическое здоровье.
  • Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

Занятия рассчитаны на детей 5-6 лет; проводятся 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 5-10/20 минут (индивидуальное/подгрупповое)

Оптимальное количество детей, участвующих в подгрупповом занятии 6-8 человек.

Содержание работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы

Большая часть занятий построена в форме коррекционных обучающих упражнений, игр, цель которых обеспечивать психологическую защищенность, доверие к миру, умение получать радость от общения.

В связи с этим в организации занятий используются следующие способы реализации программы:

  1. Индивидуально-подгрупповой способ. Группа в пределах 6 — 8 человек позволяет сохранить индивидуальный подход к каждому ребенку и одновременно привить ему навыки социализации. Прослеживаются отношения между каждым конкретным ребенком и окружающими его детьми.
  2. Игровой метод включает в себя дидактические игры и игротренинги. Занятия состоят из игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению поставленных коррекционных задач.
  3. Аналогия с растительным и животным миром.
  4. Использование аудиозаписи, изображение образов животного и растительного мира, типичных поз, двигательных повадок, внешнего и внутреннего мира и т.д.
  5. Театрализация. Разыгрывать небольшие сценки, участники которых имеют разное настроение, характер, поведение; Учить понимать жесты, мимику, воспроизводить их в сценках. Введение в игровую атрибутику перевоплощений детей, пантомимы.
  6. Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.
  7. Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.
  8. Проигрывание психогимнастических упражнений.
  9. Анализ и инсценирование различных психологических этюдов.
  10. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Такой метод даёт возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
  11. Ритмопластика – художественное восприятие окружающего мира, которое передается через движение, мимику, жесты, позы, пластику. Двигательная терапия – снимает внутреннее напряжение.
  12. Изотерапия – гасит негативные эмоции путём использования художественных средств.
  13. Игротерапия – расширяет восприятие мира через звук, цвет, форму. Создает положительный образ своего тела.
  14. Сказкотерапия – даёт возможность справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т.п.), учит общаться с другими детьми, выражать свои эмоции, мысли, чувства.
  15. Использование наглядных пособий: рисунков, картин; схем, пиктограмм, графических изображений, символов.

Результативность и эффективность проводимой работы выявляется путём обследования, проводимого 2 раза: до начала проведения занятий по проекту и после окончания курса.

Процесс произвольной саморегуляции всегда начинается с концентрации внимания. Особенности психофизических состояний имеют мало словесных обозначений и не всегда осознаются даже взрослыми людьми, для дошкольников это тем более сложная тема.

В процессе реализации проектной деятельности проходит пять этапов знакомства детей с элементарными приёмами саморегуляции психофизических состояний:

  • Обращение внимания детей на тактильные, кинестические ощущения; развитие способности детей концентрироваться на них, различать их, обозначать словами.
  • Организация опыта осознанного переживания детьми ощущений мышечного напряжения и расслабления мышц. Тренировка произвольной регуляции двигательной активности и поведения.
  • Знакомство детей с типами дыхания (различные по глубине и скорости), развитие способности детей концентрировать внимание на дыхании.
  • Организация опыта произвольного регулирования детьми своего дыхания (его темпа и глубины), опыта диафрагмального дыхания, произвольной задержки дыхания.
  • Знакомство детей с элементарными приёмами релаксации через смену напряжения-расслабления мышц и регулирования дыхания.

Развернутый план

1 этап — Подготовительный

Цель: сбор и обработка информации по проблеме, подготовка проекта.

Задачи:

  • изучение литературы по развитию эмоционально-волевой сферы детей
  • выявление особенностей эмоционально-волевого развития детей в группе
  • подбор и подготовка дидактического материала, анкет
  • работа с документацией

Работа с детьми:

Наблюдение за детьми на занятиях воспитателя и логопеда во время диагностического обследования и на занятиях с логопедом с целью выявления эмоционально-волевых и коммуникативных проблем у ребенка.

Диагностическая методика «Нарисуй себя»

Цель: выявление особенностей личности ребенка (самооценка, уровень притязаний, энергетический тонус, активность психической деятельности; основные качества личности-тревожность, агрессивность, демонстративность, потребность в эмоциональном контакте с родителями).

Работа с родителями:

1. Групповое (родительское собрание – сентябрь) и индивидуальное консультирование.

Памятка для родителей. «Фразы родителей, помогающие ребенку вырасти счастливым».

2. Консультация в уголок логопеда на тему: «Эмоционально-волевое развитие дошкольников»

2. Диагностическое анкетирование «Эмоциональное развитие ребенка»

Цель: выявление особенностей эмоционального развития ребенка,

изучение психологического климата в семье, особенностей воспитания, склонностей ребенка и сферы его интересов.

3. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей.

Работа с воспитателями:

1. Беседа с воспитателем по проблемам детей.

Вопросы:

  1. С кем из детей у воспитателя хороший контакт? Чем это объясняется?
  2. С кем из детей у воспитателя трудности в общении? Почему?
  3. Какие дети часто ссорятся между собой? Почему?
  4. Каких детей часто обижают? Почему?
  5. Выработка единого подхода.
  6. Информационная работа «Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада»

Цель: дать понятие о способах, общения с ребенком ознакомление с эмоциональными проблемами дошкольников, проявления, причины, способы коррекции.

4. Консультация: «Как правильно хвалить детей!»

2 этап – Основной

Цель: — коррекция эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у детей,

Задачи:

  • снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей
  • формировать эмоциональное осознание своего поведения
  • обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции действий, поступков, эмоциональных состояний
  • формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности
  • развивать умение распознавать эмоциональное состояние другого человека
  • развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения

1. Давайте познакомимся. (К1)

-Упражнение-самопрезентация. (дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы педагога)

Скажет тот, кто любит мыть посуду. — Я люблю мыть посуду. И т.д.

-Рисование мандал-гармонизация внутреннего состояния (под спокойную музыку)

2. Знакомимся с эмоциями и чувствами (с использованием схем эмоций) (К1)

-Назови эмоцию, покажи эмоцию.

-Я радуюсь когда…-Я злюсь, когда… (учить детей понимать и проговаривать свои чувства)

- «Чувствую и танцую музыку».

3. Настроение-какое оно? (К2)

-Беседа о настроении (словарь настроения, цвет, образ). Какое у тебя настроение, на что похоже. (Диагностика в ДОУ. Стр175)

«Дотронься до…синего.» Необходимо мгновенно сориентироваться-обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Потом цвет меняется.

-Упражнение «Связующая нить» под тихую спокойную музыку..

4. Вместе веселее.

-Упражнение «Обезьянки» (К3)

-Закончи предложение. Я люблю…Меня любят.. Я забочусь… (помочь осознать детям где они могут получить тепло и поддержку)

-Театр прикосновений (расслабление)

5. Учимся быть смелыми. (К4)

-Рассматривание серии сюжетных картин, составление рассказа.

-Беседа по картинкам.

-Упражнение. «Хлопни, если тоже боишься». Педагог говорит: Я боюсь, что меня покусает собака. (Если дети тоже бояться. То хлопают в ладоши.)

6. Мы стали смелее (К5)

-Активные формы работы со стихотворением «Курица и цыплята»

-Пересказ и инсценирование стихотворения.

-Упражнение «Гномики и сильный ветер».

-Упражнение «Я шлю всем любовь» (работа с образами и энергией)

7. Мы стали смелее (К5)

-Подумаем вместе. Педагог описывает ситуацию, а дети предлагают, что делать дальше.

-Рисование «Веселое чудовище»

-Танец веселых чудовищ.

-Упражнение «Шалтай-Болтай» на расслабление.

8. Рисую музыку (учить слушать музыку и отображать свои эмоции в рисунке).

9. Я люблю моего соседа.

-Волшебное слово (К7)

-Упражнение «Я люблю моего соседа». (К6)

-Я люблю Дашу, потому что она добрая.

-Упражнение «Доброе животное» (К7)

10. Музыка и цвет

-Гласное пение

-Рисование мандал

11. Право на ошибку.

-Беседа по картинке и тексту. Кто какие ошибки совершал. Чему меня научили ошибки.

-Посыл любви всему миру.

12. Земля-наш общий дом. (К12)

-Загадка Педагог говорит слово, а дети его расшифровывают. (терпеливый человек, смелый и т.д)

-Упражнение «Горошинка».

-Упражнение «Деревья»

13. Музыка и цвет.

-Рисование мандал под музыку.

Индивидуальные занятия с использованием ИКТ- 5-10мин: (проводятся по мере необходимости)

-Музыка и цвет (с использованием программы мульти медиа)

Цель: концентрация внимания, развитие волевых навыков, стабилизация эмоционального состояния

-Рисую музыку

Цель: снятие эмоционального напряжение. Развитие слухового внимания, усидчивости, графического восприятия.

Ребенок под музыку проводит линии (вариант-спирали, зигзаги) на бумаге в соответствии с восприятием мелодии. Потом можно найти в этих линиях образы и обвести их карандашом, раскрасить.

3 ЭТАП — Заключительный.

Работа с детьми: диагностическая методика «Нарисуй себя».

Результаты наблюдения и опроса воспитателей.

Обработка результатов по реализации проекта.

Вывод: По результатам наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и анализа рисуночной методики «Нарисуй себя», я пришла к выводу, что реализация данного проекта позволила снять напряжение и страх у детей; повысить уверенность в своих возможностях;

  • развить умение распознавать эмоциональное состояние другого человека
  • развить коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения

- повысилась компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития эмоционально-волевой и коммуникативных сфер у детей.

Список используемой литературы

  1. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. — М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
  2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогика, 2003. — 512 с.
  3. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перевед. с английского. — СПб.: Питер, 2008. — 464 с.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. — М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304 с.
  5. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Проспект, 2007. — 431 с.
  6. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В. Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2009. — №2. — C.115-124.
  7. Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. — Самара: Универс-групп, 2007. — 204 с. С.94-106
  8. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина. — СПБ: «Речь», 2003. — 240 с. С.172-199.

Список используемой литературы

  • Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. – 2008. — №4. – С.64.
  • Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. – М.: Генезис, 2001. — Ч.1. — 160 с. — Ч.2. — 128 с.
  • Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  • Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. — М.: Педагогика, 2003. — 512 с.
  • Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с. С.336.
  • Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В. Громова. — М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 48 с.
  • Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков. Практикум по арт-терапии / Р.Гудман; Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. – 448 с.
  • Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина. — М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. — 160 с.
  • Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация / Д.Дилео. – М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2007. – 272 с.
  • Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. Перевед. с английского. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с.
  • Краснощёкова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры. Упражнения / Н.В. Краснощёкова. — Ростов Н/Д: Изд-во Феникс, 2006. – 299 с. С.34-87.
  • Кураев Г.А. Возрастная психология. Курс лекций / Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская. — Ростов-на-Дону: РГУ УНИИ, 2002. — 146 с. С.72-96.
  • Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. — СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
  • Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
  • Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М.: НПО «МОДЭК», 2006. — 304 с.
  • Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Проспект, 2007. – 431 с.
  • Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2000. — 432 с.
  • Схемы и таблицы по психологии и педагогике / Сост.: И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. — М.: Владос, 2010. – 130 с.
  • Теплякова О. Практическая энциклопедия развивающих игр / О.Теплякова, О.Козлова. — М.: РОСМЭН, 2009. — 160 с.
  • Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. – М.: РОСМЭН, 2007. – 141 с.
  • Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. — 304 с.
  • Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В. Уханова // Вестник практической психологии образования. – 2009. — №2. — C.115-124.
  • Шалимова Г.А. Психодиагностика эмоциональной сферы личности: Практическое пособие / Г.А. Шалимова. — М.: АРКТИ, 2006. — 232 с. С.36-42.
  • Шапатина О.В. Психология развития и возрастная психология / О.В. Шапатина, Е.А. Павлова. – Самара: Универс-групп, 2007. – 204 с. С.94-106
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
  • Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицина. — СПБ: «Речь», 2003. – 240 с. С.172-199.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год