Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Профилактика звукопроизношения.
Логопедия
Автор: Логинова Любовь Анатольевна   
10.03.2018 19:24

Профилактика звукопроизношения.Профилактика звукопроизношения.

Нарушение речи — достаточно распространенное явление не только среди детей, но и у взрослых. Причины возникновения этих нарушений разнообразны. Они являются следствием несвоевременного или неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения: алалия, дислалия, дизартрия. При нормальном развитии в 2-3 года у детей идет непрерывный процесс увеличения пассивного и активного словаря. Они могут произносить практически все звуки русского языка, кроме шипящих (ж, ч, ц, ш, щ) и звуков л (ль), р (рь). В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию, что является благоприятным фактором знакомства ребенка со звуком или звукосочетанием. Увлекательная игра побуждает малыша к многократным повторениям одного и того же звукосочетания. Чем живей игра, чем ярче образ, тем более увлечен ребенок, он активнее воспроизводит нужные звуки. А значит, обучение идет успешно.

 

Вместе с тем дети 2-х-3-х лет испытывают трудности в овладении грамматическими формами речи. Причины возникновения этих нарушений так же разнообразны. У некоторых детей возможны задержки в формировании произносительной стороны речи. Ребенок заменяет шипящие на свистящие. Наблюдается неправильное формирование отдельных звуков: межзубное, боковое, нарушение свистящих. Речь некоторых детей крайне неразборчива, а некоторые малыши не говорят совсем. Все эти нарушения наиболее известны и если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности. Многие дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата, рук и ног. С расстройствами речи тесно связана патология мелкой моторики рук. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, несообразность, быстрое утомление, отвлекаемость.

Современная профилактика речевых нарушений тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений. Она должна обеспечиваться комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические воздействия. По данным мировой статистики число речевых нарушений растет, в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. Большое значение имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие, то есть диагностика речевого развития по возрастам. Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основные этапа.

I этап: от 1 года 6 мес. до 3-х лет.

В этом возрасте развивается понимания речи, увеличивается словарный запас, совершенствуется структура слова. Они легко повторяют сначала звукосочетания, а затем простые фразы. К 3-м годам ребенок строит фразы более сложной конструкции из 3-5 слов и более. В этот период происходит становление речи как средства общения не только со взрослыми, но и со сверстниками.

В это время у ребенка будет развиваться звуковая сторона речи: голосовой и артикуляционные аппараты, звукопроизношение, слуховое восприятие. Для того чтобы обеспечить хорошую, четкую, правильную интонационно выразительную речь следует начинать с раннего возраста проводить работу с детьми по развитию звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи должно осуществляться путем систематического и постоянного общения детей со взрослыми. Главная задача на этом этапе – постоянно развивать слуховое восприятие, укреплять развивать органы артикуляционного аппарата. Для достижения этих целей берутся определенные группы звуков, которые отрабатываются с детьми на основе звукоподражаний. В основном это наиболее простые звуки: гласные (а, у, и, о) губно-губные (п, б, м), переднеязычные (т, д, н), заднеязычные (к, г,х). После 2-х лет постоянно даются и более сложные по артикуляции переднеязычные звуки: свистящие (с, з, ц), сонорные (л, р), но это не значит, что необходимо добиваться правильно их произношения, звуки вырабатываются постепенно. Сформировавшиеся ранее артикуляционные движения уточняются, становятся более устойчивыми.

В работе с детьми от 2-х до 3-х лет звукоподражания усложняются, включают различные по характеристике звуки: и-го-го, кис-кис, ку-ка-ре-ку. Это способствует четкому и ясному произношению звуков, развивает речевой слух, способствует улучшению звукопроизношения. У детей уточняются имеющиеся звуки, появляются новые.

На этапе артикуляционной работы даются потешки, песни, игры, включающие различные звукоподражания. Так же вводятся звукоподражания в содержание игр- занятий, по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в музыкальных занятиях.

II этап: от 3 до 5 лет.

Этот этап является формированием фонетического и морфологического состава слова. Продолжается совершенствование наиболее трудных движений органов артикуляционного аппарата. Это дает возможность ребенку воспроизводить целевые, африкативные и сонорные звуки. Ведущими методами по-прежнему являются речевой образ, беседы, дидактические игры, заучивание потешек, стихов.

III этап: от 5 до 7 лет.

Этот этап является завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи. Но важно чтобы четко различались звуки сходные по артикуляционным признакам. Работая с ребенком по воспитанию звуковой структуры речи нужно учитывать индивидуальные особенности развития речи. Задачи коррекции речи воспитания и обучения детей в условиях детского сада решаются усилиями логопеда, воспитателей при тесном контакте с родителями.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год