Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников старшего возраста в рамках логопедической работы по средствам развития слухоречевой памяти
Логопедия
Автор: Турчанинова Анна Алексеевна   
06.10.2021 20:37

Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников старшего возраста в рамках логопедической работы по средствам развития слухоречевой памятиПреодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников старшего возраста в рамках логопедической работы по средствам развития слухоречевой памяти

Турчанинова А. А., Учитель-логопед МБДОУ г. Иркутска детский сад № 5

В настоящее время отмечается прирост дошкольников, имеющих вариативные речевые нарушения. Одним из часто диагностируемых речевых нарушений является общее недоразвитие речи (далее ОНР).

ОНР — сложное речевое нарушение, при котором отмечается несформированность основных ведущих речевых компонентов: фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматических средства языка, слоговой структуры, связной речи, а также нарушение иннервации речевого аппарата, при наличии сохранности физического слух и интеллекта. ОНР

 

Специфику нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, не вправе рассматривать, как отдельный, изолированный, «локальный» барьер. Наличие общего недоразвитие речи у дошкольников имеет прямую взаимосвязь с недостаточным уровнем сформированности ВПФ (внимания, мышления, памяти). Данная взаимосвязь имеет между собой цикличность, т.е. с одной стороны неполноценность развития ВПФ влечёт за собой «сбои» т.е. нарушения формирования речевых компонентов. С другой стороны речь, как самостоятельная единица, способствует формированию, совершенствованию и перекодировки психических функций.

При ОНР у большинства дошкольников старшего возраста, одним из нарушенных речевых компонентов является слухоречевая память, поскольку овладение речевым навыком скоординировано с возможностями обработки информации и дальнейшего ее хранения и воспроизведения.

Память детей дошкольного возраста носит не произвольный характер. Ребёнок не ставит перед собой конкретной цели запомнить определенный процесс или вид деятельности. Процессы запоминания и припоминания независимы от сознания и воли дошкольников. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Любому ребенку легче запомнить эмоционально окрашенный материал, который был усвоен в продуктивной и непосредственной деятельности и произвел на него огромное впечатление, и то, что дошкольнику было интересно.

Современный образ жизни детей является тотально компьютеризированным. Данный социальный фактор в большей степени скоординирован на зрительной модальности, в ущерб слуховой. В связи с этим у детей дошкольного возраста отмечаются трудности в развитии слухоречевой памяти, что в свою очередь отрицательно сказывается на развитии речи, как на лексико-грамматическом уровне развития речи, так и на звукопроизношении. Так же на низкий уровень слухоречевой памяти оказывает большое влияние тип доминантности полушария. Следует отметить, что за нарушение объема памяти обычно связано с дисфункцией левого полушария головного мозга, а с дисфункцией правого полушария связывают трудности воспроизведения порядка предъявляемого материала.

Своевременное выявление недостатков речеслуховой памяти и последующая их коррекция позволяет достигнуть большей результативности в процессе логопедической работы по коррекции и преодоления общего недоразвития речи и наиболее успешно подготовить детей к началу школьного обучения. На сегодняшний день, развитие слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, является одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения. Это связано с тем, что ее социальная значимость и функция в формировании личности ребенка с речевыми нарушениями очень важна, так как вся его дальнейшая жизнь будет связана с запоминанием большого потока информации.

Одной из традиционной форм развития слухоречевой памяти является использование мнемотаблиц. Основная её значимость – воспроизведение информации с помощью конкретного наглядного материала. Для детей дошкольного возраста, как нормотипичных, так и с тяжелыми нарушениями речи, очень важно и значимо наличие конкретного предмета перед глазами и его назначение.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

У ребёнка с нарушением слухоречевой памяти, компенсаторной частью, являются зрительные анализаторы, позволяющие соотносить фонемную оболочку информации с конкретным предметом/действием.

Мнемотехника использует простые механизмы памяти мозга и дает возможность полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эта техника характеризуется тем, что информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, их в свою очередь можно легко запомнить, образовывается ассоциативная связь и именно данный вид информации запоминается намного быстрее и надолго. Следовательно, с точки зрения нормальной памяти, чем сложнее информация, тем проще она запоминается методами мнемотехники.

Так же для развития слухоречевой памяти в рамках коррекционно-логопедической работы, как в индивидуальной форме, так и фронтальной используется дидактические игры и упражнения. Именно игра, как ведущая деятельность дошкольника мотивируют ребенка, создает атмосферу заинтересованности и успешности.

В своей работе, по развитию слухоречевой памяти, я начинаю с заданий и игр, которые содержут короткие по слоговой структуре языковых единиц и по мере усвояемости материала, слоговая структура и содержимое — увеличивается. Это позволяет ребёнку, последовательно и постепенно наращивать объем запоминаемой информации.

Ниже приведены упражнения по развитию слухоречевой памяти у дошкольников 5-6 лет:

Упражнение «Повтори не ошибись»

Оборудование: кубики (карандаши, камушки, мячики)

Перед ребёнком лежат несколько предметов (3-4), желательно одной формой либо одним цветом. Взрослый обращает внимание ребёнка на каждый предмет, и произносит конкретный слог/слово/фразу сначала сам (как образец), потом вместе с ребёнком, на третий раз, ребёнок воспроизводит цепочку языковых единиц самостоятельно.

Упражнение «Поезд»

Оборудование: 3 листа бумаги, цветные карандаши, фигурки животных (или сюжетные картинки)

Взрослый предлагает ребёнку на каждом листе нарисовать и раскрасить поезд с вагонами (на одном листе — один вагон). На каждом вагоне прописываются цифры от 1 до 3. После того, как наш поезд готов, взрослый просит ребёнка рассадить животных по своим вагончикам, например:

– Мишка едет в вагоне номер 1

– Зайка в вагоне номер 2

– Вол в вагоне номер 3

Постепенно взрослый усложняет инструкцию (по возможностям ребёнка), например:

– В первом вагоне ехали белка и лиса

– Во втором – ежик

– В третьем – лиса и волк

Упражнение «Запоминай и выполняй»

Взрослый предлагает ребёнку запомнить и выполнить несколько простых действий:

«Встань, подойди к полке, возьми собачку и зайчика».

«Собачку поставь на стол, а зайчика — на большой стул»

Желательно, чтобы ребенок проговаривал совершаемые действия вслух.

Если у ребёнка в ходе выполнения задания, возникают трудности, то целесообразно инструкцию к выполнению разделить на несколько частей

Интересное наблюдение! Для очень активных детей, которым быстро наскучивают задания, требующие усидчивости и удержания внимания, такие инструкции просто необходимы. Попробуйте чередовать несколько минут серьезного упражнения и такие веселые приказы: вы увидите, что ребенок будет просить вас позаниматься с ним серьезно. Ведь после каждого серьезного задания будет веселая беготня, и найдется, куда приложить неуемную энергию без запретов и ограничений.

Упражнение «Угадай, что это?»

Оборудование: подготовить предметы из различного материала: бумага, карандаш, пластмассовый стаканчик, кусочек ткани, орехи, деревянный кубик.

Взрослый предлагает ребёнку послушать, какие звуки можно извлечь из различных предметов. Затем ребенок отворачивается, а ведущий производит звук каким-либо предметом. Ребенок должен определить, что это было. После ответа ребенок проверяет свой ответ опытным путем.

Дидактическая игра «Магазин»

Оборудование: игрушки фруктов, овощей, ягод, детская сумочка (продуктовая корзинка)

Ребенку предлагается запомнить продукты, которые нужно купить в магазине, (желательно количество предметов начинать с 3-4). Взрослый дает ребёнку детскую сумочку. Пусть отправляется за покупками за ближайший поворот в группе.

Упражнение «Снежный ком»

Оборудование: мячик (либо снежный ком сделанный из бумаги)

Взрослый называет ребёнку любое слово. Ребенок должен это слово повторить и придумать свое. Затем следующие слово снова называет взрослый (либо другой ребёнок если занятие групповое), при этом не забывая повторять уже названные слова Таким образом, количество слов нарастает как снежный ком, а объем слухоречевой памяти возрастает!

Упражнение «Повтори наоборот»

Взрослый называет цепочку из слов, а ребенок повторяет их в обратном порядке. Постепенно взрослый усложняет правила игры и произносит не одно слово, а смысловую фразу/предложение: Например, мама купила в магазине куклу и машинку. В этом случае ребенок сознательно запоминает названия предметов и их последовательность, а начало предложения можно определить логически.

Упражнение «Сколько кубик показал, столько я и слов назвал»

Оборудование: игральные кости

Взрослый предлагает ребёнку поиграть с волшебным кубиком. Он называет 6-ть слов, затем ребёнок кидает кубик, какое количество точек будет на кубике, столько слов ребёнок должен произнести. Для интереса можете продублировать названные слова предметами (только прикройте их платком). Если выпадет грань кубика с шестью точками и ребенок назовет все слова.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год