Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Логопедия
Автор: Андреева Ирина Анатольевна   
08.03.2019 22:35

Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»Конспект родительского собрания в старшей группе компенсирующей направленности «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Учитель-логопед Андреева Ирина Анатольевна, МБДОУ «ЦРР — д/с «Колокольчик» г. Абакан, Республика Хакасия.

Тема: «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня педагогической компетенции родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с играми, способствующими развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Активизировать позитивный семейный опыт по проблеме развития фонематического слуха у детей в домашних условиях.

Участники: родители, учитель-логопед, воспитатели.

Место проведения: помещение группы, детский сад.

 

Форма проведения: круглый стол

План проведения:

  1. Вступление.
  2. Основная часть.
  3. Игровой этап.
  4. Составление рекомендаций.
  5. Подведение итогов.
  6. Вступление.

Уважаемые родители.

Мы рады, что вы нашли время и пришли в наш детский сад.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основная часть.

Фонематический слух – это умение различать и выделять речевые звуки. Каждое слово, сказанное ребёнком состоит из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. Поэтому важно, чтобы ребёнок мог правильно услышать звук и правильно его произнести.

Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом. или фонематическим восприятием.

Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы языка и определять звуковой состав слова.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно используют развернутую фразовую речь, различные конструкции сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, у них развиты навыки словообразования и словоизменения. К этому времени сформировано звукопроизношение. Ребёнок быстро усваивает процесс анализа и синтеза звуков.

У некоторых детей даже при сохранном слухе и нормальном интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи.

У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, и отставание в формировании словарного запаса. Если эти нарушения или одно из нарушений не исправит вовремя в дошкольном возрасте, то в дальнейшем в школьные годы это приведёт к таким речевым нарушениям как дисграфия и дислексия, это приведёт к закомплексованности, занижению самооценки личности.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

  • ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет (н-р звук [а] в словах мак, жук, кот, Аня);
  • ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу (“коза” и “коса”, “жить” и “шить”);
  • он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Поэтому очень важно научить ребёнка анализировать то, что он слышит, и изображать это в буквах. В дошкольном возрасте ребёнок вполне готов к тому, чтобы усвоить грамматический ряд языка, научить узнавать звуки, в начале, в середине и в конце слова. Важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различию, и научить ребёнка основам грамотности.

Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

3. Игровой этап.

Мы предлагаем вам несколько игр на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

«Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».

«Угадай, что звучит».

«Кто тебя позвал».

«Хлопай, не зевай».

«Попугайчики».

4. Составление рекомендаций:

Работа по формированию у детей фонематического слуха и восприятия ведётся по нескольким направлениям:

1 — узнавание неречевых звуков.

Целью является развитие слухового внимания и слуховой памяти, что важно для успешного развития фонематического восприятия в целом. Неспособность слушать чужую речь часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому вам нужно научить ребенка слышать звуки, чтобы иметь возможность их сравнивать.

Для этого можно проводить с детьми игры и упражнения: послушать звуки за окном: «Закрой глаза и слушай! Что делает шум? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?»

2 — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз, т. е. необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть интонационной выразительностью. Играем с ребёнком в игры на развитие силы голоса:

«Далеко — близко». Ребёнку предлагается изобразить как гудит самолёт, когда летит далеко и как гудит самолёт, когда летит близко. Аналогично с другими предметами, транспортом, животными.

«Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.

«Кто тебя позвал». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.

3 — различение слов, близких по звуковому составу. Играем в игры на развитие чувства ритма и рифмы:

«Будь внимательным». Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

«Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».

4 — дифференциация слогов. Для этого хорошо играть в игры на звукоподражание:

«Правильно-неправильно». Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».

«Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.

«Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.

«Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.

5 — дифференциация фонем.

Игры на различения гласных и согласных звуков:

«Цепочка». Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).

6 — развитие навыков элементарного звукового анализа. Игры и упражнение на выделение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина или конец слова), определение гласного и согласного звука, глухого и звонкого, твёрдого и мягкого, определение последовательности звуков в слове: «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.

5. Подведение итогов собрания.

Таким образом, работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.

Решение родительского собрания:

  1. Использовать в развитии фонематического слуха детей знания, полученные на родительском собрании опыт других родителей и воспитателей.
  2. Продолжать повышать уровень знаний и компетентность по вопросам развития фонематического слуха у детей.
  3. Уделять внимание развитию фонематического слуха детей.

Пусть дети радуют вас своими достижениями. Успехов вам во всём!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год