Педагогическая статья «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ» |
Логопедия | |||
Автор: Бурдукова Елена Алексеевна | |||
29.11.2019 14:11 | |||
Педагогическая статья «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ» учителя – логопеда Бурдукова Елена Алексеевна МБДОУ №36 «Яблонька» г.Сургут ХМАО Скажи мне — и я забуду, Наиболее полно и отчетливо ребенок воспринимает и запоминает то, что было получено в результате собственных поисков, наблюдений и исследований. На моих логопедических занятиях дети с ОВЗ не просто учатся чему-либо, а самостоятельно пробуют, экспериментируют и добывают знания. Вот некоторые направления исследовательской деятельности, где стараюсь дать ребенку что-то интересное, увлекательное и побудить его к находкам, открытиям. 1. Исследование артикуляционного аппарата
Дети внимательно изучают свой речевой аппарат, исследуют губы, язык, зубы, твердое и мягкое небо. На первый взгляд, что тут нет ничего нового. Но если раньше я объясняла детям, как образуется речь, то теперь изучаем методом самостоятельных наблюдений и экспериментов, как образуется речь. В первом варианте, я объясняла роль всех органов речевого аппарата, просила выполнить то или иное действие. Далее предлагаю метод самостоятельных исследований, ничего не объясняя, не подсказываю, какие опыты можно произвести со своим речевым аппаратом, что происходит с тем или иным органом, какое участие в произнесении звуков принимают гортань, зубы, язык, губы. Дети самостоятельно делают необходимые выводы. Например, предлагаю сделать губы трубочкой и произнести звук «А». Получится?... Или, произносить звонкий или глухой звук и руку держать на горле.. Хорошо, если ребенок проводит одни эксперименты со своим речевым аппаратом, другой – другие. Каждый работает в своем ритме и выполнит посильный для себя объем исследований. Главное – чтобы каждый увидел роль органов артикуляционного аппарата в произнесении звуков. Далее, изучение собственного речевого аппарата незаметно переходит в исследование речевого аппарата друг у друга: «Что там делается во рту?», «Почему у меня (у тебя) не получаются какие – то звуки?», «Покажи, как у тебя...». Польза от работы по типу «испытуемый – исследователь» огромна: ребенок лучше понимает, что он делает не так и что нужно делать, чтобы правильно воспроизвести те или иные звуки. Преимущество заключается в том, что дошкольник сам делает, сам смотрит, сам меняет условия наблюдения, сам сам приходит к определенным выводам, причем каждый ребенок делает это по – разному. На занятиях стараюсь не давать детям указаний и выводов в готовом виде, моя задача сводится к тому, чтобы создать условия не мешать этому. 2. Исследование звуков. Предлагаю детям набор предметов, которые производят звуки разные по тембру, громкости, высоте (шуршание, треск, стук, свистульки, барабан). Восприятие и анализ звуков способствует усвоению фонематических различий, а самостоятельная попытка их воспроизводить готовит речевой аппарат ребенка к освоению шипящих, свистящих, сонорных звуков и др. В процессе поиска у детей с ОВЗ совершенствуются звуковосприятие, звукопроизношение и развивается способность к самостоятельным исследованиям, причем объектом исследования становится ребенок сам для себя: «А смогу ли я воспроизвести этот звук?». Проводя собственные исследования, ребенок сам устанавливает истину, у него формируется понимание своих возможностей: «Если я чего – то не знаю, то я могу узнать это путем собственных исследований». 3. Исследование речевого дыхания. Для изучения особенностей речевого дыхания в разных ситуациях дети надувают шары, дуют на ленточки, учатся регулировать силу воздушной струи, сдувая легкое перышко или тяжелый кубик. Игры такого типа помогают изучить физические свойства предметов, регулировать силу воздушной струи, тренировать дыхательные мышцы и весь речевой аппарат. 4. Трансформация букв и слов. Конструирование и трансформация букв. Дети сами выбирают материал, наиболее удобный для выкладывания букв, они работают по методу проб и ошибок. По мере накопления опыта появляется способность к мысленному моделированию, когда дети, еще не прикасаясь к предметам, догадываются, какие из них удастся изогнуть нужным способом, хватит ли длины палочки для создания желаемого элемента. В процессе исследовательской деятельности логопедическая задача – запомнить внешний вид и начертание букв, решается незаметно, как бы сама собой. Большой интерес вызывают задания по трансформации букв: как из одной буквы сделать другую. Эта работа проводится в виде соревнования: кто придумает больше вариантов? Такая деятельность стимулирует воображение, развивает способность к проведению мысленных экспериментов. 3. Разгадывание кроссвордов. Кроссворды представляют богатейшие возможности для развития исследовательской деятельности. При работе над кроссвордом тренируется фонематический слух, совершенствуются способности к звуковому анализу слова, развивается память, сообразительность, логическое мышление, активизируется словарь, развивается способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность, отказываться от них в случае несоответствия своего предположения с объективными критериями. Таким образом, дети С ОВЗ в процессе экспериментирования проявляют любопытство, учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и выражать их словами. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Литература.
|