Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»
Логопедия
Автор: Котельникова Ольга Ивановна   
09.03.2020 21:34

Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»Конспект НОД «Дифференциация звуков [С], [Ш] в старшей группе «Прогулка в сосновом лесу»

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить представление ребенка о звуках [С], [Ш].

Коррекционно – развивающие:

  • развивать подвижность артикуляционного аппарата
  • уточнить представление об артикуляционном укладе звуков [С], [Ш]
  • развивать фонематический слух на звуки [С], [Ш]
  • развивать речевое дыхание
  • развитие мелкой моторики рук
  • дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах, словах, предложениях, тексте.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию к занятиям
  • воспитывать желание заниматься.

Оборудование:

  • сундучок с заданиями
  • индивидуальное зеркало
  • мяч
  • сюжетные картинки
  • магнитная доска
  • проектор

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. Я получила видеописьмо от Мишутки. Давайте посмотрим. Видеозапись выходит на экран. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Я приглашаю вас на прогулку в сосновый лес. Прогулки в сосновом лесу очень полезные для здоровья. А чтобы вам было не скучно – я приготовил для вас задания. После выполнения каждого задания вы получите лепесток. А что получится- увидите в конце прогулки. Удачи вам, ребята!»

Воспитатель: Нас приглашает Мишутка погулять в сосновом лесу. Хотите? Тогда закройте глазки, покружитесь вокруг себя и представьте, что мы в лесу. Открываем глазки. Как много в лесу деревьев! Выходит изображение деревьев на экране.

Воспитатель: Покажите, какие в лесу большие деревья. Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья. Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны. Дети покачиваются и машут руками.

Ветер затих. Не шевелятся больше ни листочки, ни веточки. Дети расслабляются.

Снова подул ветер. Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Молодцы, давайте присядем на полянке.

Ребята, чтобы нам дойти до Мишутки, надо выполнить задания. Мишутка нам прислал сундучок с заданиями. Посмотрим, что для нас он туда положил. Это зеркальца. Давайте поставим перед собой зеркало и сделаем упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Толстые дети приехали в гости (надуваем щёки),

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Маша всем улыбнулась (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

Поцеловать она всех потянулась (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положат блины нам (широкий язык лежит на нижней губе).

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо (подуть на широкий язык).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),

На нос подули – мы чай остудили (подуть с «чашечки» вверх).

Чаю попили – никто не обижен ( «чашечка» двигается вперёд-назад).

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

Воспитатель: Давайте вспомним как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш). Как подул холодный ветер? (С-с-с-с)

Дифференциация изолированных звуков

- Как произносится звук [с]? (язык находится у нижних передних зубов, и выходит холодный воздух).

Как произносится звук [ш]? (язык поднимается вверх и принимает форму «чашечки», выходит теплый воздух).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились с заданием и получаем первый лепесток. Лепесток приклеивается на магнитную доску

Физкультминутка

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в любимую игру Мишутки «Топай-хлопай». Когда услышите звук [с], надо топать ногой, и хлопать в ладоши, когда услышите звук [ш].

Ш, с, с, ш, с, ш, ш, ш, с, ш.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Получаем второй лепесток. Теперь можно идти дальше.

Дифференциация звуков [С], [Ш] в слогах.

Ребята, в сундучке еще есть мячик. Мячик поможет нам идти дальше. А впереди у нас препятствие – кочки. Пройти эти препятствия нам помогут звуки. Давайте вспомним, как звуки дружат между собой? (Согласный дружит с гласным).

(Дети встают каждый у своего места. Педагог кидает мяч ребенку и произносит слоги. Ребенок повторяет и кидает мяч воспитателю: са-ша, са-ша, со-ша, са-ша, су-шу, са-ша, со-са, сы- ши, ша-са, ша-са, ша-са, ша-са, шо-со, ша-са, шу-су, ши-си.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы справились, получаем третий лепесток и идем дальше.

Дифференциация [С], [Ш] в словах Дети садятся на места.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что еще есть в сундучке. Ой! Что же здесь случилось? Мишутка придумал для вас слова со звуками С и Ш, но когда подул ветерок, эти звуки потерялись. Давайте поможем Маше вернуть звуки на место.

Игра «Разложи картинки»

Воспитатель: Ребята, это мешок, а это- сумка. Какой из наших звуков есть в слове меШок? А в слове Сумка? В мешок кладем картинки, в названии которых есть звук [ш]. В сумку кладем картинки, в названии которых есть звук [с]. (картинки: сок, кошка, шапка, миска, мышка, бусы, носок, ковш, стакан, ананас, шкаф, коса, вишни, камыш)

Проверка.

Воспитатель: Какие картинки вы положили в сумку? Ответьте полным предложением: «Я положил в сумку сок». А какие картинки положили в мешок? Молодцы, вы все картинки разложили правильно. Получаем следующий лепесток.

Воспитатель: Ребята, Мишутка еще положил в сундучок конвертик. Что же там? Тут карточки с рамками и картинками.

Определение места звука в словах

Следующее задание: надо определить место звука в слове. Педагог показывает сначала на доске образец со словами: лес, брусника, нос. Далее кладет фишку в нужную ячейку решетки. Дети делают отметки в ячейках с помощью фишек, анализируя слова со звуком ш: окошечко, ландыш, шмель. Картинки выводятся на экран.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Получаем пятый лепесток.

А теперь, чтобы нам дойти до лесной опушки надо пройти по дорожкам и правильно повторить чистоговорки. (Дети встают, по очереди ловят мяч и повторяют чистоговорки).

Дифференциация звуков [С], [Ш] в чистоговорках

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Пошел Паша пешком – Понес мешок с песком.

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке.

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

Кешка в спешке скушал пешку.

Старушки насушили сушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас уже шестой лепесток. Идем дальше.

Дифференциация звуков [С], [Ш] в тексте.

Воспитатель: По дорожкам мы прошли и куда же мы пришли? А вот куда! Мы пришли в сосновый лес!

На экран выводится картина с изображением соснового леса. Дети за педагогом по очереди повторяют предложения и заучивают текст. Затем на экран выводятся изображения: Мишутка, сосна, сосновые ветки, сосновые шишки, мешок, домик, сосновый лес. С опорой на эти картинки дети по очереди пересказывают текст по одному предложению.

Текст: Мишутка пошл в сосновый лес. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне пушистые ветки. Высоко – на самой макушке висят большие шишки. Под сосной много шишек. Мишутка собирает шишки в мешок. С мешком шишек она спешит домой. Сзади доносится шум соснового леса.

И это задание мы выполнили и получаем седьмой лепесток.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, мы с вами выполнили все задания Мишутки. Собрали все лепестки и получился у нас красивый цветочек. Очень весело и пользой погуляли в лесу. Пора нам возвращаться домой. Закрываем глазки, покружимся вокруг сея. Вот мы и дома.

Давайте вспомним: Какие звуки мы сегодня произносили чаще всего? Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет?» Оценка речевой деятельности. Вы прекрасно сегодня работали и правильно произносили звуки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год