Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.
Логопедия
Автор: Немна Светлана Александровна   
14.04.2020 01:28

Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.Инновационные технологии в системе работы учителя-логопеда по преодолению общего недоразвития речи.

С.А. Немна,

учитель-логопед МДОУ «Детский сад №6 п.Новосадовый Белгородского района, Белгородской области»

Дети с общим недоразвитием речи помимо нарушений всех компонентов речевой системы зачастую имеют трудности усвоения двигательных программ, а также в общей и мелкой моторике отмечаются моторная неловкость и трудности переключений движений.

В моей работе как учителя-логопеда в дошкольном учреждении в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи эта проблема очень актуальна. Дошкольники с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, путают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается в моторике так же и недостаточная координация пальцев и кистей рук, обнаруживается замедленность действий и застревания на одной позе.

 

Скачачать конспект

Чтобы развить двигательные и координационные навыки мною в работе с детьми с подобными нарушениями используется технология изоритмики. Изоритмика – это целый комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший. При этом очень важно, чтобы речь и движение пальцев рук совпадали.

Связь речи и мелкой моторики исследовали М.М. Кольцова и ее последовательница М.И. Рузина. Они выяснили, что центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а движения пальцами посылают определенные импульсы в соответствующие речевые зоны. Также отмечено ими, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.

Поэтому, если постоянно заниматься изоритмикой, действуя на мелкую моторику рук и одновременно ритмично проговаривать небольшие четверостишия, то мы будем воздействовать непосредственно на зоны коры головного мозга, отвечающих за развитие речи и слухового восприятия ребенка.

Использование технологии изоритмики в коррекционно-развивающей работе с детьми предполагает формирование навыков ориентировки на листе бумаги, закрепления представлений о форме, цвете, величине предметов; развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, абстрактного мышления, творческого воображения, а также мелкой моторики пальцев рук, что в итоге способствует развитию связной речи детей.

Изоритмические игровые упражнения можно использовать и в песочной терапии, используя различные палочки и приспособления для рисования различных предметов на мокром песке.

Начинаем учить рисовать детей самые простые предметы, проговаривая каждое движение руки. Это может быть круг, квадрат, солнышко, елочка и т.п. Если рисунок не получается, то можно легко его удалить при помощи ластика и маркерная доска снова чистая. Можно начинать снова.

Примеры для рисования:

«Ёлочка»

Сверху вниз ведём отрезок,

Ставим, ставим точечки.

И от точек влево, вправо

Мы проводим чёрточки.

«Облачко»

Вот твоя рука в тетрадке

Плавно линию ведет,

Закругляет, поднимает.

Раз – и облачко плывёт!

«Солнце»

Круг рисуем, раз, два, три.

Очень круглый, погляди.

А от круга, а от круга

Много линий проведёшь.

Их лучами называют.

Что получилось – узнаёшь?

«Кошелёк»

Вот квадрат у нас готов,

Он красивый, нету слов.

Вверх ведём полуовал.

Вот и кошелёчек стал!

Затем рисуем более сложные предметы, например:

«Кораблик»

Мы волну рисуем смело,

Потом две линии умело.

Палубу для корабля,

Ну и мачта, чтоб была.

Паруса – вот тут и там.

Мчит кораблик по волнам.

«Дом»

Стены, крышу и окно

Не рисовали мы давно.

Карандаш сейчас возьмём,

Домик рисовать начнём.

Вниз, направо, вверх, налево

Карандаш ведём мы смело.

Два отрезка – вот и крыша,

Внутри окно — и домик вышел.

«Грибок»

Нарисуем пол кружочка -

Это шляпа у грибочка.

И овал внизу для ножки.

Гриб наш вырос у дорожки

«Шарик»

Чтобы шарик очень круглый

Никуда не улетел:

Ниточку к нему рисуем,

Сами на него подуем.

«Цветок»

Пять рисуем мы овалов,

А кружок у нас внутри.

Стебелёк спускаем ниже.

Вот цветочек наш – смотри!

«Поросенок»

Мы рисуем круг большой,

И внутри он не пустой.

Мордашка поросенка там

Он хвостиком помашет нам.

Опыт работы с детьми показал, что использование изоритмики дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, психическое напряжение исчезает, и появляется эмоциональное спокойствие. В общей и мелкой моторике отмечаются значительные улучшения моторных навыков, координации. Улучшается у детей и звуковая сторона речи по средством постоянного проговаривания речевого материала. Также отмечено улучшение в запоминании небольших стихов, а значит, развивается и слуховая память.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год