Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Логопедия
Автор: Тертышная Анна Сергеевна   
14.03.2021 17:17

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация:

В статье раскрываются особенности мотивации детей дошкольного возраста. Описываются особенности мотивации дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова: мотивация, речевое развитие, дошкольники, общее недоразвитие речи.

Дошкольный период является одним из интереснейших в плане становления и развития мотивационной сферы личности. Изучение мотивов принадлежит к наиболее трудным практическим задачам, решать которые необходимо, если ставить цели повышения качества обучения и образования. Все авторы, изучавшие развитие мотивационной сферы в детском возрасте, указывают на интенсивность ее развития в этот период.

 

Мотивы ребенка в дошкольный период отличны от мотивов младших школьников, подростков и взрослых. Ведущий в этот период вид деятельности – игра. Именно она способствует развитию мотивационной сферы ребенка[3].

В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, вступающим в противоречие с их мимолетными желаниями. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи [2].

В среднем дошкольном возрасте ребенок сдерживает собственные побуждения лишь в присутствии взрослого или других дошкольников. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает сдерживаться уже при воображаемом контроле других: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение вследствие предвидения осуждения, наказания[4].

Р.Е. Левиной впервые была выделена группа детей с первичной неполноценностью в сфере мотивационных процессов, которые определяют особенность не только речевых нарушений, но и познавательных возможностей детей. Автор подчеркивала «сложный характер проявлений преобладающей аномалии» и относила к нарушениям мотивационных процессов различные формы расстройств психической активности. Описанные Левиной в соответствующей главе дети «не обладают развитой направленностью побуждений, необходимых для преодоления значительных трудностей, связанных с овладением речью».

По мнению Р.Е. Левиной, нарушения мотивационных процессов в ряду других преобладающих нарушений, выступают, как "препятствия" для развития речи и коррекционной работы. И ребенок, обладая подготовленностью предметного восприятия и полноценным фонетическим восприятием, нуждается в достаточной мотивационной направленности, формирующей познавательную активность. Основные положения и выводы этой работы имеют и по настоящее, временя первостепенное значение не только для теории и практики логопедии, но и основополагающее значение для понимания роли мотивационных процессов в структуре речевого дефекта[1].

Таким образом, мотивационная сфера у дошкольников с ОНР развивается медленнее и находится на более низком уровне, чем у сверстников в норме. Проблема изучения мотивации является актуальной и перспективной в наше время, что свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения.

Литература:

  1. Валявко С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР. М., 2003.
  2. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. — Москва, 1996
  3. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения дошкольников: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, — 2005, ].
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе− М.: Академический Проект, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 48 (219) выйдет
28 ноября 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год
Скачать Номер 41 (212) за 2021 год
Скачать Номер 40 (211) за 2021 год
Скачать Номер 39 (210) за 2021 год
Скачать Номер 38 (209) за 2021 год
Скачать Номер 37 (208) за 2021 год
Скачать Номер 36 (207) за 2021 год