Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Логопедия
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна   
19.04.2021 20:43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДИК КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С.А. Кочеткова

Аннотация.

В статье описывается опыт реализации программы инновационной (экспериментальной) деятельности учителя-логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики c воспитанниками подготовительных к школе групп детского сада при взаимодействии с воспитателями групп.

Ключевые слова:

Биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, речевые нарушения, звукопроизношение, коррекционная работа.

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Согласно результатам логопедического обследования воспитанников подготовительных к школе групп, проведенного учителем-логопедом МОУ «СОШ № 61» в сентябре 2017 года, на начало учебного года в логопедической помощи нуждались 84 ребенка. Поскольку учитель-логопед не может охватить коррекционной работой такое количество воспитанников, было принято решение привлечь воспитателей подготовительных к школе групп к совместной работе по организации логопедических пятиминуток, включающих выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

 

Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук.

Биоэнергопластика способствует развитию кинестетических ощущений органов артикуляции, способности различать положения органов артикуляционного аппарата, помогает корректировать звукопроизношение.

Синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Использование метода биоэнергопластики в работе с дошкольниками способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Учителем-логопедом была разработана программа инновационной (экспериментальной) деятельности для воспитанников старшего дошкольного возраста «Использование артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда».

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение, что выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики воспитанниками подготовительных к школе групп (зачисленными и ожидающими зачисления на логопункт) под контролем учителя-логопеда и воспитателей способствует исправлению произношения отдельных звуков и сокращает время, необходимое для постановки звуков у детей, зачисляемых на логопункт.

В рамках реализации программы был запланирован ряд мероприятий.

В сентябре родители и воспитатели были ознакомлены с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики путем размещения информации на стендах, выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях, на индивидуальных консультациях.

В сентябре учитель-логопед обучила воспитанников, зачисленных на логопункт, правильному выполнению артикуляционной гимнастики, после чего была синхронизирована работа речевой и мелкой моторики при выполнении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. В комплекс были включены упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Конфетка», «Качели», «Расческа», «Иголочка», «Парус», «Чистим зубки», «Накажем непослушный язычок».

В октябре для воспитателей был проведен семинар «Взаимодействие воспитателей групп и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями. Артикуляционная гимнастика с применением метода биоэнергопластики» и мастер-класс «Использование методов биоэнергопластики, моделирования, пластилинотерапии в работе с детьми с речевыми нарушениями».

После этого учитель-логопед и воспитатели подготовительных к школе групп обучили воспитанников, ожидающих зачисления на логопункт, выполнению артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. В дальнейшем воспитатели проводили гимнастику самостоятельно, ежедневно перед завтраком. Воспитанники, зачисленные логопедический пункт, активно помогали воспитателю, участвовали в проведении гимнастики с группой. Учитель-логопед посещала группы, отслеживала и исправляла ошибки воспитанников при выполнении комплекса артикуляционной гимнастики, давала рекомендации.

Речь воспитанников, зачисляемых на логопедический пункт в течение учебного года, обследовалась повторно, результаты повторного обследования были зафиксированы в таблицах.

В конце апреля для оценки результата экспериментальной деятельности было произведено сравнение количества воспитанников, проходящих обучение с сентября по апрель на логопедическом пункте в 2016-2017 и 2017-2018 учебном году.

Так, в апреле 2017 года у 20 детей, посещающих логопункт, был высокий уровень речевого развития, у 24 – выше среднего (44 ребенка с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего). В апреле 2018 года у 21 ребенка была чистая речь, у 30 уровень речевого развития был выше среднего (51 ребенок с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего).

Таким образом, количество воспитанников с высоким уровнем речевого развития и уровнем речевого развития выше среднего, проходящих обучение с сентября по апрель 2016-2017 и 2017-2018 учебного года, в 2017-2018 учебном году увеличилось на 7 человек, что составляет 15, 9 %.

Также учителем-логопедом были суммированы все случаи нарушений звукопроизношения у каждого ребенка, ожидающего зачисления на логопункт, в сентябре 2017 года и во время обследования на момент зачисления в течение учебного года. При первичном обследовании зафиксировано 109 случаев нарушения звукопроизношения, при вторичном – 69 случаев. Положительная динамика составила 37 %.

Кроме того, к моменту зачисления на 80% снизилось количество случаев нарушений дифференциации звуков: при первичном обследовании было отмечено 25 случаев нарушения дифференциации звуков, при вторичном — 5.

Выполнение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики способствовало исправлению произношения отдельных звуков: у большинства детей при зачислении на логопедический пункт было отмечено меньшее количество нарушений звукопроизношения, органы артикуляции были подготовлены к постановке звуков. Это позволило учителю-логопеду сократить период обучения ребенка на логопедическом пункте и охватить коррекционной работой большее количество воспитанников с речевыми нарушениями. Положительная динамика подтверждает целесообразность и высокую эффективность использования артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей.

Библиографический список

  1. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 240 с.
  2. Ежова М.А. Инновационная мастерская логопеда. Пластилинотерапия. Моделирование. Биоэнергопластика. В.: Учитель, 2017. 59 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год