Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ
Логопедия
Автор: Вишнякова Екатерина Евгеньевна   
04.05.2021 18:01

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИНЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ДИСЛЕКСИИ

Екатерина Евгеньевна ВИШНЯКОВА, Студентка магистратуры, факультет психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет» г. Томск

Аннотация:

Статья посвящена проблеме дислексии у детей. Рассматривается чтение как сложный психо-физиологический процесс. Объясняются нейропсихологические механизмы чтения и дислексии с точки зрения трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии.

Ключевые слова

Дислексия, чтение, три функциональных блока мозга.

Важность формирования младшего школьника как грамотного читателя отражена в федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому приоритетной целью обучения является «достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть обладание техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.» [3] Нарушение чтения у детей с сохранным слухом, зрением и интеллектом – дислексия, составляет серьезное препятствие для этого процесса. По статистическим данным распространенность дислексии среди младших школьников достигает 3%, а дисграфия 6-7% (Р. Беккер, А.Н. Корнев, Б.А. Богуславская, Л. А. Бенько)

 

А.Н. Корнев определяет дислексию как состояние, основным проявлением которого является стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слуха и зрения и оптимальные условия обучения. (1995) Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений. У младших школьников данное нарушение проявляется в трудностях освоения навыков чтения и письма, медленной технике чтения (не соответствующей возрасту), непонимании прочитанного, неспособности осмыслить и пересказать текст. Специфическим симптомом дислексии является угадывающее чтение -субъективное привнесение смысла в процессе чтения, смысловые стереотипы, нарушение смыслового прогнозирования, контролируемого целостным восприятием. При угадывающем чтении смысловое прогнозирование происходит на уровне слова или части слова, а не синтагмы с ее грамматическими и семантическими связями.

Чтение — это сложный психофизический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. С психо-физиологических позиций мозговой базой для осуществления процесса чтения является интегрированная деятельность различных отделов головного мозга: затылочных, нижнетеменных, заднелобных, височных отделов коры доминантных по речи полушарий головного мозга. (Б. Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, С.С. Ляпидевский и др.) Нарушение любого из перечисленных отделов головного мозга приводит к специфическим отклонениям в работе целой системы и проявляется в специфических нарушениях чтения.

Для осуществления чтения необходимо участие трех функциональных блоков мозга по А.Р. Лурии: первого — «энергетического», второго — «блока переработки экстероцептивной информации» и третьего — «блока программирования и контроля за психической деятельностью». Реализация процесса чтения осуществляется при участии всех трех блоков мозга, каждый из которых выполняет свою специфическую роль в интегративной работе мозга. Первый блок отвечает за активное состояние тонуса коры при чтении, работоспособность и концентрацию внимания. При его нарушениях наблюдаются трудности удержания рабочей позы ребенком, резкие колебания темпа чтения на протяжении занятия, дисфония при чтении. Второй блок отвечает за фонематический слух, вербальную и зрительную память, пространственный гнозис и синтез, зрительно-моторную координацию. При его нарушениях наблюдаются трудности нахождения начала строки при чтении, замена букв, трудности перехода от целостного образа к анализу элементов. Третий блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль. При его нарушениях наблюдаются персеверации букв, слогов, слов, нарушение последовательности букв в слове, ошибки в ударении при чтении, угадывающее чтение.

В функциональной системе чтения речевые и зрительные компоненты тесно связаны друг с другом. Л.С. Цветкова отмечает, что современная психология стремиться рассматривать чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом зрительного восприятия — с другой. Такое понимание психологической структуры чтения определяет основные направления изучения патогенеза дислексии:

  1. Взаимосвязь нарушений чтения с несформированностью ряда речевых операций. P.E. Левина считала дислексию у детей отсроченным проявлением нарушений устной речи. Работами P.E. Левиной, а также Л.Ф. Спировой, Н.А Никашиной, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной, A.B. Ястребовой, Р.И. Лалаевой и др. показано, что у детей с нарушениями фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, лексико-грамматичесих представлений закономерно отмечается дислексия. То есть дислексия рассматривается как отсроченное проявление устноречевого дефицита, где фонетико-фонематические процессы играют первостепенную роль.
  2. Зрительные причины дислексии. Одним из механизмов дислексии у детей с сохранной устной речью является зрительный дефицит — нарушение комплексных показателей зрения при сохранности его физиологических параметров (М. Е. Хватцев, O.A. Токарева, И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева). Авторы выделяют в чтении младших школьников разнообразные оптические ошибки (например, дети путают сходные по начертанию буквы при чтении), предполагая их обусловленность несформированностью гностического компонента зрительного восприятия. В последние годы появились исследования и моторного компонента зрительного восприятия: отмечаются нарушения зрительного внимания и движений глаз при чтении у детей с дислексией (Б. А. Карпов, А.Н. Карпова, А.Н. Скворцова), несформированность слежения взором в направлении слева направо (Л. И. Белякова, О.Б. Иншакова, В.Д. Еремеева, Н.Л. Немцова, Э.Г. Симерницкая, Т.П. Хризман).

Левашов О.В. в своих работах [1, 2] говорит о связи стойких нарушений чтения с доминированием правого, образного полушария мозга. В этом случае зрительное восприятие является глобальным (гештальт-восприятие), а для чтения нужно использовать другую стратегию – локальный последовательный анализ букв и слогов.

Проблеме дислексии у детей посвящено большое количество исследований и публикаций. Тема не теряет своей актуальности из-за большой распространенности нарушений чтения среди учащихся не только речевых, но и массовых школ.

Литература

  1. Левашов О.В. Нарушения зрительного восприятия при дислексии. Теории и гипотезы. В сб. Изучение нарушений письма и чтения. М. МСГИ, 2004, с.146-156.
  2. Левашов О.В. Доминирование зрительного гештальт-восприятия как возможная причина дислексии // Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. — Изд-во ЛОГОМАГ Москва, 2018. — С 200-202
  3. ФГОС начального общего образования. Приказ от 6 октября 2009г. №373 С 8
  4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 286 с.
  5. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. — СПб.: СОЮЗ, 1998. — 224 с.
  6. Корнев, А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. — СПб., 1995.
  7. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. — М., 1962.
  8. Садовникова И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления: пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей. — М.: ПАРАДИГМА, 2011. — 279 с.
  9. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. — СПб., 2001.
  10. Жаркова Е.А. Теоретико-методологическое обоснование проблемы дислексии у детей младшего школьного возраста с СДВГ/ Вестник Череповецкого государственного университета, 2012
  11. Величенкова О.А. Преодоление зрительного дефицита в профилактике и коррекции дислексии / Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2018
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год