Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Логопедия
Автор: Кочеткова Светлана Анатольевна Ульянова Татьяна Владимировна   
02.05.2021 19:50

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВРАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Кочеткова Светлана Анатольевна учитель-логопед МОУ «СОШ № 61»
  • Ульянова Татьяна Владимировна воспитатель МОУ «СОШ № 61»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема овладения фонетико-фонематической системой языка в дошкольном возрасте и взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в процессе коррекции речевых нарушений у детей.

Ключевые слова: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, логопедическое обследование, речевые нарушения, взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя.

Проблема овладения фонетико-фонематической системой языка в дошкольном возрасте становится все актуальнее с каждым годом в связи с увеличением количества детей с недосформированностью фонематических процессов и нарушением звукопроизношения.

Ежегодно на логопедический пункт в первую очередь зачисляются воспитанники подготовительных групп, а воспитанники старших групп, как правило, получают такую возможность по мере освобождения мест на логопункте во второй половине учебного года. Таким образом, до зачисления детей на коррекционные занятия с учителем-логопедом работу по профилактике и преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи проводят воспитатели групп при взаимодействии с учителем-логопедом.

 

В январе-феврале 2019-2020 учебного года на базе МОУ «СОШ № 61» было проведено логопедическое обследование фонематических процессов у воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп детского сада. Целью исследования являлось определение круга наиболее сложных для усвоения детьми тем и составление плана взаимодействия с воспитателями групп для предупреждения и преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в следующем учебном году. Критерии для логопедического обследования были составлены в соответствии с возрастными особенностями детей и программными задачами образовательной области «Речевое развитие» для каждого возрастного периода [1, с. 133]. Всего было обследовано 49 воспитанников средних групп, 42 – старших и 38 воспитанников подготовительных к школе групп детского сада.

В средней группе дети знакомятся с понятиями «звук», «слово», учатся определять «длинные» и «короткие» по звуковому составу слова, осваивают начальные умения звукового анализа слов. На момент обследования 45 % воспитанников уже научились произносить слова, подчеркивая интонационно первый звук, а также определять первый гласный и согласный звук и подбирать слова на заданный звук. Остальные 55% детей либо не справлялись с заданием, либо допускали значительное количество ошибок, пытались угадать «правильный ответ». Кроме того, у многих из них было обнаружено нарушение фонематического слуха и восприятия, а также нарушение произношения нескольких групп звуков.

В старшей группе дети учатся слышать не только первый, но и последний звук в слове, определяют последовательность звуков, дифференцируют твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Результаты обследования старших групп показали, что 48 % воспитанников допускают ошибки по критериям, разработанным для средних групп. Усвоение программы для старших групп по развитию фонематико-фонематической стороны речи для этих детей представляет трудность, поскольку у большинства из них недосформирован фонематический слух, нарушено фонематическое восприятие, не сформированы начальные навыки фонематического анализа, присутствуют нарушения звукопроизношения. Наибольшие трудности у детей вызвало различение твердых и мягких, звонких и глухих звуков и определение последовательности звуков в слове.

В подготовительной к школе группе дети приступают к изучению письменной речи, совершенствуют навыки звукового анализа и синтеза. Однако, согласно результатам обследования, 38 % детей допускают ошибки в заданиях, разработанных для средних групп, 43 % — в заданиях для старших групп. В подготовительных к школе группах чаще всего встречались ошибки при определении твердости и мягкости, глухости и звонкости звуков, а также последовательности звуков в слове. С большей частью этих детей необходима дополнительная работа по развитию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Очевидно, что без специально организованной коррекционной работы воспитанники не способны преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи. В подготовительных группах около 40 % детей ежегодно входят в группу риска по дисграфии и дислексии, поскольку к периоду обучения грамоте не завершили процесс формирования фонетико-фонематической стороны речи. В связи с этим особую значимость приобретает сотрудничество воспитателей с учителем-логопедом в выборе необходимых методов и приемов работы с детьми, имеющими речевое недоразвитие.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Дидактическая игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи, поведении, помогает обучить необходимым навыкам, умению взаимодействовать с другими детьми. Игра позволяет перевести ребенка из одного вида деятельности в другой, дать ему возможность расслабиться и в то же время закрепить новые умения в непринужденной обстановке.

В учебной литературе по дошкольному воспитанию есть разные виды игр: дидактические, подвижные, творческие (строительные, инсценировки, сюжетно-ролевые игры).

Развивающие (дидактические) игры, несомненно, имеют наибольшее значение в процессе преодоления речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, поскольку их основной целью является обучение. Во время дидактической игры ребенок должен правильно выполнить задание, предложенное педагогом, а игровая ситуация, персонаж сказки или дидактическая кукла, игрушка ему помогают. Использование игры и отдельных игровых действий во время занятия позволяет ребенку преодолеть трудности при изучении и закреплении особенно сложных тем. Игровая деятельность хорошо знакома старшему дошкольнику, она способствует возникновению мотивов для участия в различных заданиях. В игровых ситуациях дети чувствуют себя более уверенно и часто полнее раскрывают свои познавательные и творческие способности. Эффективность занятий во многом зависит от позитивного эмоционального фона, интереса детей к заданиям и учета воспитателем практического словесного опыта детей.

Важно, чтобы каждая из игр имела законченную структуру и включала основные структурные элементы, такие как игровое задание, содержание, игровые действия, правила, результат игры.

К сентябрю 2019-2020 учебного года учителем-логопедом был разработан комплекс игр для развития фонематических процессов у дошкольников старших групп с фонетико-фонематическим недоразвитием. Комплекс состоял из цикла игр для развития фонематического слуха, восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений. Совместно с воспитателем старшей группы были определены оптимальные варианты использования различных средств игровой деятельности.

В процессе обучения игровым навыкам воспитатель работал с детьми как индивидуально, так и с подгруппами, обучал детей игровым действиям, формировал ролевые навыки, развивал возможности их словесного общения. При ознакомлении с игрой педагог часто выполнял ведущие роли.

В процессе игровой деятельности расширялся словарный запас детей, развивался грамматический строй речи. Некоторые игровые задачи дети могли выполнить только при замедленном воспроизведении и стимулирующей помощи со стороны педагога. После неоднократного проведения игры и усвоения необходимых учебных навыков дети с энтузиазмом выполняли все задания, соревнуясь друг с другом.

Ролевая игра имеет особое значение для речевого развития старших дошкольников. В благоприятных условиях обучения ролевые игры детей этого возраста достигают довольно высокого уровня. Воспитатель проводил в группе специальную работу по развитию сюжетной игры, обращал внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в зависимости от конкретной роли.

Зачастую фрагменты сюжета игры включались в занятия, что было связано с выполнением поставленных коррекционных задач. Так, например, в игре «Строители» каждый ребенок участвовал в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько есть слогов в названии предмета, предложенного педагогом. В конце «строительства» дороги воспитатель предложил детям построить гараж для автомобилей и поиграть с ним в свободное время.

Физкультминутки являются одним из необходимых элементов любой деятельности. В качестве физкультминуток или самостоятельного занятия использовались подвижные дидактические игры. В зависимости от состояния детей (в основном от степени усталости), воспитатель выбирал то или иное задание в процессе проведения подвижной игры. Разные варианты организации и проведения физкультминуток в группе были спланированы заранее, наиболее оптимальный вариант выбирался в зависимости от конкретной ситуации. Опыт показывает, что при закреплении хорошо знакомого речевого материала дети с интересом воспринимают дидактическую задачу в контексте физкультминутки и активно участвуют в подвижной игре.

В качестве примера приведем одну из подвижных игр: «Кто сказал «гав»

Цель: тренировать детей в дифференциации речевых звуков по тембру голоса.

Оборудование: мелкие шарики.

Ход игры.

Дети встают в круг спиной друг к другу с закрытыми глазами, и вместе проговаривают стихотворение, а воспитатель тем временем обходит детей и одному из игроков незаметно дает игрушечную косточку – этот игрок будет «Собачкой». Когда стихотворение закончится, «Собачка» должна гавкнуть, а ребята – отгадать, кто «Собачка».

Стихотворение:

Высунув из будки нос,

«Гав!» – пролаял громко пёс.

И с тех пор к нам дядя Костя

Не приходит больше в гости.

Испугался зря сосед –

Пёс сказал ему: «Привет!»

(М. Серова)

Таким образом, игры и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия использовались воспитателем на разных этапах занятий. В некоторых случаях (чаще всего во время обучения, для закрепления и обобщения материала, изучаемого детьми) на занятиях создавалась так называемая «игровая площадка». При этом нередко единая сюжетная линия проходила через все этапы занятия.

Использование дидактических игр способствовало формированию у детей интереса и положительной мотивации к выполнению учебных задач, а также помогло оптимизировать процесс речевого развития воспитанников в старшей группе.

Промежуточная диагностика показала результативность проводимой воспитателем работы. Логопедическое обследование с использованием серии заданий для опредения сформированности фонематических процессов показало значительное снижение количества допускаемых ошибок, улучшились навыки фонематического анализа, что помогло некоторым детям с нарушением дифференциации исправить произношение слов со смешиваемыми звуками.

Список использованных источников:

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. 321 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год