Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Особенности привлечения родителей детей с речевыми нарушениями к коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Логопедия
Автор: Вебер Екатерина Викторовна   
16.05.2021 08:50

Особенности привлечения родителей детей с речевыми нарушениями к коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.Особенности привлечения родителей детей с речевыми нарушениями к коррекционной работе в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Автор: Вебер Екатерина Викторовна

Учитель-логопед МАДОУ 85 г. Томска

Студент 2 курса магистратуры ТГПУ ФПСО

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме привлечения родителей к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Приводятся данные диагностики структур педагогической компетентности родителей и их готовности стать полноправными участниками коррекционного процесса. Рассматривается план по формированию родительской компетентности.

Ключевые слова: компетентность родителей, коррекционная работа, педагогические знания, умения навыки, структурные компоненты, наставничество, работа с родителями

 

Л. С. Выготский отмечал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются средой, в которой он развивается. Не только органические повреждения, наследственность и перинатальные повреждения, но и негативные факторы семейного окружения и воспитания способны влиять на речь, вызвать задержку речевого развития, нарушения всех компонентов речи.

В законе «Об образовании» РФ выделяется преимущественное право родителей (законных представителей) на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Ребенок с самого рождения, общаясь со своей семьей еще не вербально подражает мимике, имитирует жесты и слушает окружающие его звуки, речь родителей. Родители для него «являются образцом, того, что должно получиться в конце его развития». В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы требования по взаимодействию ДОУ с родителями, одним из которых является поддержка семьи и повышение компетентности родителей, так как компетентное родительство-это важная задача биосоциального предназначения каждого человека. Компетентное родительство представляется как активная родительская позиция, в получении необходимых педагогических знаний, постоянная готовность пополнять их и применять на практике.

Результативность коррекционно-логопедической работы с детьми, зависит от согласованной работы всех участников процесса – логопеда, воспитателей и родителей.

В связи с этим помощь семье со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения является составной частью любой коррекционной программы. С первого знакомства с семьёй ребёнка необходимо определить готовность родителей к сотрудничеству, а также объём коррекционной работы, который они готовы освоить. Это является первым этапом по привлечению родителей к коррекционной работе.

После анализа существующих диагностических методик, для измерения начального уровня родительской компетентности на базе ДОУ была использована анкета А. М. Щетининой «Какой я родитель?». Данная анкета измеряет структурные компоненты педагогической компетентности родителей, такие как: ценностно-смысловой, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-коммуникативный и поведенческо-деятельностный. Изменению подверглись некоторые вопросы, относящиеся к когнитивной и рефлексивной структуре компетентности таким образом, чтобы можно было иметь представление о готовности родителей к совместной коррекционной работе. Хочется отметить, что не все родители пожелали или смогли заполнить анкету. Только родители 14 детей приняли участие в анкетировании.

По результатам диагностики стало понятно, что родителей готовых ограничить собственные интересы ради детей-40%, изучающих литературу для понимания проблем ребенка-46%, способных оценить свои педагогические возможности и способности-70%, и родителей способных к взаимодействию со своими детьми 76%. Из чего можно было сделать вывод-работа по формированию педагогической компетентности необходима и актуальна для этих родителей. Из 13 родителей детей коррекционной группы 55%-7 человек имеют возможность и желание участвовать в коррекционном процессе, но нуждаются в наставничестве для приобретения необходимых знаний (о речевом нарушении с которым имеем дело, приемах и формах работы по устранению недостатков и исправлению дефектов), умений (уметь самим правильно выполнять рекомендации логопеда) и навыков (интересно организовать домашние занятия, своим примером показывать необходимые артикуляционные, дыхательные упражнения, привлекать к домашним делам ребенка для развития мелкой моторики пальцев рук – перебирать крупу, работать с тестом и т. д.). 45%-6 человек в силу своей занятости не всегда могут уделить внимание занятиям с ребенком.

Целью формирующего этапа исследования стала разработка и апробация система работы по формированию педагогической компетентности родителей в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях дошкольной образовательной организации. Поскольку в соответствии с выдвинутой ранее гипотезой это приведёт к повышению эффективности коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями. Для этого необходимо было обеспечить системное, регулярное осуществление работы на всех этапах исследования: ознакомительно — диагностическом; деятельностном и рефлексивном. Определить формы и методы формирования педагогической компетентности родителей детей с речевыми нарушениями.

Были определены три основных этапа работы:

  1. Ознакомительно-диагностический. Данный этап направлен на определение уровня сформированности педагогической компетентности родителей, способности к восприятию информации, готовности включиться в коррекционный процесс. А также диагностика состояния развития ребёнка.
  2. Деятельностный (формирующий). Подразумевает применение целенаправленных методов обучения родителей с применением дифференцированного подхода в условиях дошкольной образовательной организации.
  3. Рефлексивный. Данный этап рассчитан на обработку диагностического материала детей с речевыми нарушениями и их родителей, с целью выявления динамики коррекционной работы посредством формирования педагогической компетентности родителей и вовлечения их в процесс коррекционной работы с детьми.

На формирующем этапе, на основании речевых нарушений детей и выявленной уровня сформированности структурных компонентов компетентности у детей и родителей была определена система работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения условно можно разделить на две большие группы: информационно просветительские и практико-ориентированные.

Информационно-просветительские формы направлены на консультирование родителей по проблеме выявленного у ребенка речевого нарушения, повышение компетентности родителей в области имеющегося у ребенка нарушения, просвещение по вопросам коррекции.

В реалиях нашего времени эффективное взаимодействие между семьей и ДОУ в вопросах коррекционной работы с дошкольниками предполагает соблюдение такого условия, как налаживание информационной связи между детским садом и семьей. Если родители недостаточно информированы о коррекционной работе логопеда, то они могут неадекватно реагировать на требования, которые им предъявляет ДОУ. Сегодня в вопросе информирования родителей огромная роль принадлежит информационным технологиям.

Одной из наиболее эффективных и востребованных форм среди родителей является On-line- консультирование. Что позволяет получять исчерпывающую информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время и день On-line- консультации, когда учитель-логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации и групповые вебинары различной тематики:

  • «Артикуляционная гимнастика для детей и родителей»
  • «Мелкая моторика и речь»
  • «Домашний логопед».

Практико-ориентированные формы создают условия для непосредственного участия родителей в коррекционном процессе.

Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия. Очень актуальная форма, особенно для часто болеющих детей. Это индивидуальные логопедические занятия на дому. Требуют создания определенных условий: рабочее место, зеркало, свет, раздаточный материал. Родители совместно с ребенком выполняют рекомендации учителя-логопеда. Задача логопеда, в этом случае, контролировать, направлять, подсказывать, комментировать действия ребенка. Задача родителя — практически помогать ребенку, если он затрудняется в выполнении задания.

Как показывает практика, если родители больше знают о том, каких успехов добились дети или педагоги, их интерес к образовательному учреждению существенно повышается.

Проведение семинаров для родителей – на дистанционном уровне посредством платформы ZOOM:

  • «Речевые нарушения их коррекция»
  • «Играя – развиваем речь детей»
  • «Развиваем мелкую моторику в домашних условиях»
  • «Мимическая гимнастика для детей и родителей»
  • «Роль сказки в выполнении артикуляционной гимнастики»
  • «Как делать дыхательную гимнастику интересной»
  • «Выполнение домашних заданий».

Проведение дистанционных родительских собраний. Внедрение новых технологий в практику проведения родительских собраний позволит достичь большей оперативности во взаимодействии с родителями, повысить удовлетворенность от собраний, а также сделать родителей более активными участниками жизни ребенка. Такие формы собраний, как подгрупповые позволяют работать с родителями детей со сходными речевыми нарушениями.

Проведение консультаций для родителей через messenger WhatsApp

Информирование родителей через интернет, сайт детского сада.

В ходе экспериментальной работы по формированию педагогической компетентности родителей были составлены методички для родителей, которые могут помочь в выполнении дома рекомендаций логопеда. Данные рекомендации размещены на сайте МАДОУ №85:

  • «Методические рекомендации для родителей детей с ОНР»
  • «Счётные палочки»
  • «Весёлый язычок на прогулке»
  • «Развиваем воздушную струю»
  • «Су – джок и стихи».

В течении этого года, когда группы регулярно закрывались на карантин, и дети сидели дома на самоизоляции, дистанционная форма работы показала, что родители готовы участвовать в мероприятиях по формированию у них знаний, умений и навыков для более эффективной коррекционной работы.

Библиографический список

  1. Выготский Л. С. Лекции по педологии. – Ижевск: Удмуртский университет. -2001. – 304 с.
  2. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273 ФЗ Об образовании в Российской Федерации. Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. URL: https: //normativ. kontur. ru (дата обращения 15. 12. 2020)
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт. – URL: https: //fgos. ru/ (дата обращения 15. 12. 2020).
  4. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. / А. М. Щетинина – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. – 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год