Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Тема: «Как мы учили Ветерка шипеть»
Логопедия
Автор: Воробьева Галина Алексеевна   
15.06.2021 21:40

Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Тема: «Как мы учили Ветерка шипеть»Конспект подгруппового занятия по формированию фонематических представлений у детей старшей группы компенсирующей направленности (ТНР). Тема: «Как мы учили Ветерка шипеть»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Кропоткина муниципального образования Кавказский район

Разработал: учитель-логопед МБДОУ д/с № 8 Галина Алексеевна Воробьева

Цель: первоначальное закрепление звука Ш.

Задачи:

1. Создание психологической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

  • наличие мотивации, интереса к логопедическим занятиям;
  • способность к восприятию ступенчатых словесных инструкций;
  • определенный уровень сформированности слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.

2. Создание артикуляторной готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

  • представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции;
  • воспроизведение и удержание в течение 5-7 секунд характерной для вызываемого звука позиции органов артикуляции.

3. Создание фонематической готовности к вызыванию звука речи, которая включает:

  • способность выделять на слух вызываемый звук от близких по звучанию и артикуляции.

Оборудование:

Демонстрационный материал

Демонстрационные карточки к проведению артикуляционной гимнастики для звуков Ш, Ж.

Символы гласных звуков (звуковые дорожки)

Схема для анализа артикуляции звука

Раздаточный материал

Рукавички — язычки

Наборы картинок на звук /Ш/, /С/, /Ч/ (5- 6 комплектов)

Пособие «Пальчики — ладошки»

Колпачки – звуки

Звуковые пеналы с фишками

Пособие «Ветерок»

Зеркала

Предварительная работа.

  1. Выполнение упражнений для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти.
  2. Выполнение упражнений по выделению на слух вызываемого звука речи из ряда прочих звуков, слогов и слов.
  3. Выполнение артикуляционных упражнений (для звуков ш, ж) «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Качели», «Дудочка».
  4. Выполнение упражнений биоэнергопластики
  5. Инсценировка начала сказки «Ветерок и Дракон» по методике Ткаченко Т. А.

Предполагаемые (планируемые) результаты, достигнутые на логопедическом занятии.

Дети проявляют интерес к логопедическому занятию; способны к воспринимать ступенчатые словесные инструкции.

Дети имеют представление о необходимой для вызываемого звука позиции органов артикуляции; способны воспроизводить и удерживать в течение 5-7 секунд характерную для вызываемого звука позицию органов артикуляции; способны изолированно произносить звук Ш.

Дети способны выделять на слух вызываемый звук из ряда звуков, слогов и слов.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Организационный момент

Дети стоят около столов.

Логопед. Слушайте меня внимательно и выполняйте упражнения:

  • правой рукой коснитесь правого плеча
  • правую ногу отведите в сторону, а левую руку поднимите вверх
  • левой ладонью прикройте правый глаз
  • правой ладонью прикройте левое ухо

- левую руку поднимите вверх, правую на пояс.

Дети выполняют словесные инструкции взрослого после однократного прослушивания (без показа).

Логопед. А сейчас на свое место может сесть тот, кто произнесет звуки звуковой дорожки (дети «считывают» символы гласных звуков на звуковых дорожках).

Дети садятся на свои места.

Логопед. Вы хотите научиться правильно, красиво говорить? Запомните, для этого необходимо выполнять специальные упражнения — упражнения для губ и языка. Если вы будете стараться, то обязательно научитесь правильно говорить!

Актуализация имеющихся знаний у детей

Логопед. Назовите два упражнения для губ и языка, которые вы знаете.

Дети называют артикуляционные упражнения, которые выполняли на предыдущих занятиях.

Логопед. А сейчас мы все вместе выполним эти упражнения, а помогут нам в этом картинки и наши рукавички — язычки.

Дети по демонстрационным картинкам выполняют комплекс артикуляционных упражнений для звуков Ш, Ж: «Лопаточка», «Качели», «Чашечка», «Парус», «Маляр», «Грибок», надев на ведущую руку рукавичку – язычок.

Одновременно с упражнением «Лопаточка» дети выполняют упражнение для кистей рук (раскрывают ладонь). Одновременно с упражнением «Качели» — упражнение для кистей рук (поднимают и опускают раскрытую ладонь). Одновременно с упражнением «Чашечка» — упражнение для кистей рук (ладонь удерживают в форме чашечки). Одновременно с упражнением «Парус» — упражнение для кистей рук (поднимают раскрытую ладонь). Одновременно с упражнением «Маляр» — упражнение для кистей рук (поднимают раскрытую ладонь в рукавичке и производят ею движения по второй ладони, распложенной вертикально). Одновременно с упражнением «Грибок» — упражнение для кистей рук (тыльной стороной ладонью в рукавичке коснуться второй ладони, распложенной вертикально, и удержать на несколько секунд).

Рукавички снимаются с ладоней.

Сообщение темы занятия

Логопед. Ребята, я знаю интересную сказку, но она такая грустная… Хотите, чтобы сказка стала веселой? Тогда помогите Ветерку из этой сказки правильно произнести звук Ш. Поможете? Дети соглашаются помочь, принимая цель – учиться правильно произносить звук Ш.

Объяснение артикуляции звука Ш с помощью сказочной истории.

Логопед. Слушайте сказку «Ветерок и Дракон». В одной сказочной стране жил – был гордый Ветерок. Больше всего на свете он любил свободу. Летал Ветерок, где хотел, никого не боялся и никому не подчинялся!

Дети по просьбе взрослого дуют на полоски бумаги, изображая Ветерок.

Логопед. Узнал об этом правитель страны злой Дракон, разозлился и запер Ветерка в своей огромной пасти, будто в темной и сырой пещере.

Дети открывают рты и рассматривают их в зеркала.

Логопед. Выбраться из плена Ветерку было очень трудно.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Охраняли пленника Губы.

Дети вместе со взрослым вытягивают губы вперед, затем размыкают и смыкают их.

Логопед. Охраняли пленника Зубы.

Дети вместе со взрослым обнажают зубы и стучат ими.

Логопед. Охранял пленника Язык.

Дети вместе со взрослым высовывают язык и поднимают и опускают его.

Логопед. Грозные стражники пещеры Губы, Зубы и Язык не позволяли Ветерку выбраться на волю, не выпускали его. А Ветерок мечтал о свободе! Вот и стал он готовиться к побегу.

Дети закрывают рты, зубы и губы сомкнуты.

Логопед. Вокруг Ветерка темная и мрачная пещера.

Дети широко открывают рты.

Логопед. Язык, грозный стражник пещеры, не пропускает Ветерка к выходу. Язык прижимается своими боками к верхним Зубам, а передней частью поднимается вверх к потолку — нёбу. Язык пытается преградить Ветерку дорогу.

Дети поднимают широкий язык к небу, но не касаются его. Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам.

Логопед. Еще чуть-чуть – и путь к свободе будет совсем закрыт! Ветерок прорывается в щель между поднятым Языком и потолком пещеры.

Дети дуют на широкий язык, поднятый к небу.

Логопед. Прорывается так быстро, что Зубы не успевают сомкнуться и закрыть ему выход. Между Зубами остается широкая щель. В нее и выскакивает радостный Ветерок.

Дети вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш.

Логопед. Ветерок преодолел все преграды, перехитрил стражников и шипит от радости так сильно, что удивленные Губы вытягиваются вперед. И Ладонь чувствует наш Теплый Ветерок.

Дети приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Анализ артикуляции звука Ш по плану с опорой на схему:

- Положение губ.

Логопед. Что делают наши губы, когда мы произносим звук Ш? Вытягиваются вперед или улыбаются?

Дети. Губы круглые, вытянуты вперед.

- Положение зубов.

Логопед. Какое расстояние между зубами, когда мы произносим звук Ш? «Узкая» дорожка или «широкая»?

Дети. Зубы не сжимаем, между ними расстояние – «широкая» дорожка.

- Положение языка.

Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук Ш? Упирается в нижние зубы или поднимается вверх?

Дети. Язык широкий. Его передняя часть поднимается кверху, но не касается нёба.

- Характер воздушной струи.

Логопед. Воздушная струя теплая или холодная, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Дуем на поднятый вверх кончик языка. Ш_____. Воздушная струя теплая.

- Участие голосовых связок.

Логопед. Что делает наше горлышко, когда мы произносим звук Ш?

Дети. Горлышко не гудит, оно молчит.

Характеристика звука (гласный — согласный).

Логопед. Звук Ш гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед. Каким цветом обозначаются твердые согласные звуки?

Дети. Синим

Произнесение звука Ш изолированно

Логопед. Широко открываем рот. Поднимаем широкий язык к небу, но не касаемся его. Боковые края языка прижимаем к верхним коренным зубам. Дуем на широкий язык, поднятый к небу. Вытягиваем губы вперед, произносим длительно Ш_______. Приближаем ладони ко рту, чувствуем струю теплого воздуха.

Дети широко открывают рты; поднимают широкий язык к небу, но не касаются его; боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам; дуют на широкий язык, поднятый к небу; вытягивают губы вперед, размыкают зубы на расстояние в 4-5 мм. Отчетливо, длительно, многократно произносят звук Ш; приближают ладони ко рту, чувствуют струю теплого воздуха.

Упражнения по выделению на слух вызываемого звука речи.

«Фонарики»

Логопед. Я буду произносить разные звуки. Когда вы услышите звук Ш, «зажгите» фонарики.

Логопед произносит ряд звуков: ф, ш, ш, т, х, с, ш, п, ч

Дети выделяют на слух звук Ш из ряда других звуков и «зажигают» фонарики — разжимают и сжимают пальцы на обеих руках одновременно.

«Ловишки»

Логопед. Я буду произносить части слов — слоги. Если вы услышите звук Ш, хлопните в ладоши.

Логопед произносит ряд слогов: шка, фто, ах, ош, сма, шту, ще.

Дети хлопками выделяют на слух слоги со звуком Ш из ряда других слогов.

«Фишки»

Логопед. Я буду произносить разные слова. Если вы услышите слово со звуком Ш, положите на полоску синюю фишку-ракушку.

Логопед произносит ряд слов: фонтан, шишка, насос, шкаф, хомяк, щетка, камыш, качели, песок, шапка, малыш.

Дети на столах выкладывают слева направо ряд фишек.

Физминутка.

Я иду и ты идешь – 1, 2, 3 (шагаем на месте)

Я пою и ты поешь – 1, 2, 3 (хлопки)

Мы идем, мы поем – 1, 2, 3 (прыжки на месте)

Очень дружно мы живем – 1, 2, 3 (ходьба)

Самостоятельная практическая деятельность детей по выделению звука Ш из ряда слогов и слов.

Игра «Отбери картинку»

Перед детьми на столах наборы картинок: мышка, сани, неваляшка, лиса, лошадка, червяк, мишка, солнце, машина.

Логопед. Отберите картинки, в названии которых есть звук Ш.

Дети раскладывают картинки в два ряда.

Логопед. Я сейчас медленно назову картинки, а вы скажите, все ли правильно выполнили задание.

Дети внимательно слушают логопеда и вместе проверяют выполненные задания.

Игра «Пальчики – ладошки» (с пособием «Ладошки»).

Логопед. Я буду произносить слоги со звуком Ш. А вы будете повторять за мной, одновременно приподнимая палец, соответствующий гласному звуку в слоге. Логопед произносит ряд закрытых слогов: аш, ош, уш, иш, ыш.

Дети выполняют движения.

Игра «Подружи пальчики — составь слог» с колпачками – звуками.

Логопед. Наденьте синий колпачок на большой палец левой руки – это будет звук Ш, а красные колпачки– на указательный, средний, безымянный палец левой руки и на мизинец. Это будут гласные звуки — А, О,У, Ы. Соединяя большой палец – звук Ш последовательно с другими пальцами – гласными звуками, произнесите получившийся слог.

Дети соединяют пальцы и произносят: ША, ШО, ШУ, ШИ

Рефлексия.

Логопед: Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

- Чему вы научили Ветерка?

- С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Что вам больше всего понравилось на нашем занятии?

- Было ли вам трудно?

- Спасибо всем! Занятие окончено.

Используемая литература:

  1. Ткаченко Т.А. «Формирование навыков звукового анализа и синтеза», М, «Гном», 2005.
  2. Архипова Е.Ф., Южанина И.В. «Автоматизация звуков приемами нейростимуляции», 2018, PDF/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год