Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование логопедических приемов на уроках русского языка в начальной школе
Логопедия
Автор: Горн Нина Ивановна   
12.07.2021 07:39

Использование логопедических приемов на уроках русского языка в начальной школеИспользование логопедических приемов на уроках русского языка в начальной школе

Горн Нина Ивановна, учитель – логопед МБОУ «Райковская СОШ им. Н. И. Носова»

Обучение письменной речи — один из наиболее сложных этапов обучения в школьном образовании. За последние годы появилось довольно значительное число обучающихся, которые с трудом овладевают грамотой, не могут успеть за темпом класса, пишут с характерными ошибками, и весьма часто попадают в разряд неуспевающих учеников.

Многие зарубежные и отечественные исследователи данного вопроса сходятся в суждении, что нарушение письма и чтения базируется на совокупности дисфункции: малой сформированности речи, речевой умелости, телесной схемы и чувства ритма. Как значимый фактор учёные отмечают у обучающихся с нарушениями письма и чтения сложность анализа и воссоздания точной пространственной и временной последовательности.

В данной статье мной представлены приемы по преодолению ошибок в период обучения грамоте и письму у обучающихся начальной школы.

 

Скачать конспект

С первого класса, в период обучения грамоте, чтобы исключить возможные нарушения у обучающихся, рекомендовано включать на организационном этапе урока артикуляционную гимнастику, которая сопровождает урок вплоть до четвертого класса. Этот вид деятельности подразумевает выработку полноценных движений и конкретных положений органов артикуляционного аппарата, способность группировать элементарные движения в сложные, требуемые с целью верного произношения звуков. Упражнения, включенные в данную гимнастику, ориентированы на формирование и коррекцию умения сохранять речевой аппарат в определенном положении и переключать его с одного движения на другое. Для того, чтобы у детей проявилось желание и интерес к данному виду деятельности, включать в гимнастику игровые моменты. Используя веселые стихотворения, выполнять упражнения обучающимся становится веселее, они активно работают.

Представлю несколько примеров:

«Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук [и]. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали. И нисколько не устали!

«Слон». Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук [у].

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

«Лягушка-слон». Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.

А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Вначале данный вид упражнений вызывает у детей большие трудности, им сложно выполнять каждое из упражнений, но, работая над этим ежедневно на уроках русского языка, дети выполняют гимнастику энергичнее, потому что разработали свой артикуляционный аппарат.

Изучая вопрос о совершенствовании интеллектуальных способностей у обучающихся в период обучения, я познакомилась с интерпретированным и адаптированным вариантом работы докторов Пола И. Деннисона и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Открытия этих авторов основаны на понимании взаимосвязи физического развития, языкового развития и тренировочных достижений личности. Гимнастика мозга представляет собой элементарные и доставляющие удовольствие движения и упражнения. Они помогают обучающимся любого возраста выявлять такие способности, которые заложены в нашем организме. Небольшое количество (5-7 минут), выделенные на эти упражнения, представляют значительную интеллектуальную энергию. Применяя это способ на физкультминутках, не используется учебное время на уроке, но в то же время формируют у обучающихся такие навыки, как: интенсивное слушание, содержащее внутреннюю и наружную обратную взаимосвязь; понимающее чтение, то есть чтение требующее восприятия и обработки языковых данных; правописание; математика, творческое мышление, то есть умение объединять познание и мысли иных людей в личный опыт.

Примеры упражнений:

«Двойной рисунок». Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу;

вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;

разводя в разные стороны.

«Вращение шеи». Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбород-ком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать силь-нее.

«Энергетическая зевота». Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение.

«Помпа икр ног». Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те уча-стки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности обучения.

Также на уроках русского языка желательно задействовать различные дидактические игры и упражнения, предварительно связав их с темой урока, для отработки навыков чтения и письма, а именно:

  • работа с деформированным текстом (Составь и запиши связный текст. Озаглавь его. Свете, жила, на, коза, хозяйка, неё, у, злая, была, клок, давала, день, в, сена, только, козы, трудная, у, жизнь, была);
  • составление рассказа по сюжетным картинкам;
  • дидактическая игра «Какое варенье?» (Обучающимся предлагается определить, какое варенье из каких ягод/фруктов можно сварить. Таким образом, они учатся образованию относительных прилагательных);
  • преодоление аграмматизмов в устной речи. (Игры и упражнения для закрепления в речи правильных грамматических форм (Если пять слонов, то и верблюдов, ослов, петухов, индюков);
  • дидактическая игра «Шрифты» (Необходимо выделить буквы, напи-санные одинаковым шрифтом, прочитать слова, записать их в тетрадь);
  • дидактическая игра «Стилизованные буквы». (Ещё в процессе изучения алфавита ученикам предлагаются игры со стилизованными буквами. Цель–создание в памяти зрительного образа, ассоциацию буквы с картинкой. Слово на картинке должно начинаться на эту букву);
  • игра «Поймай звук» (Услышишь заданный звук, хлопни в ладоши. Цапля, санки, ананас, мешок, аист, зонт);
  • игра «Назови второй звук в слове» (Санки, лыжи, палки, ватрушка, коньки, сноуборд);
  • игра «Назови соседей второго звука в слове» (Санки, лыжи, палки, ватрушка, коньки, сноуборд и множество других).

Логопедические минутки на уроках русского языка необычайно полезны. Дети, увлекаясь игровыми технологиями на уроке, сами того не подозревая улучшают качество своей речи, работают над формированием орфографической зоркости, развивают память, логическое мышление, развивают фонематический анализ. А главное — дети начинают получать удовольствие от процесса обучения! Даже после выполнения нескольких упражнений из комплекса школьники, которым прежде нелегко давалась учеба, начинают лучше усваивать учебный материал и добиваются значительных успехов.

В результате систематически проводимой работы удается уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми с недостатками речевого развития и повысить качество обучения по русскому языку.

Литература

  1. Деннисон Гейл Е., Деннисон Пол Е. «Гимнастика мозга» Книга для учителей и родителей. Издательство: Весь, 2020 г., 320с.
  2. Э.Н. Назарова. Логопедические игры. Методическое пособие для логопедов: М., Янги Аср Авлоди. — 2007. – 72с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (227) выйдет
22 января 2022

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (226) за 2022 год
Скачать Номер 2 (225) за 2022 год
Скачать Номер 1 (224) за 2022 год
Скачать Номер 52 (223) за 2021 год
Скачать Номер 51 (222) за 2021 год
Скачать Номер 50 (221) за 2021 год
Скачать Номер 49 (220) за 2021 год
Скачать Номер 48 (219) за 2021 год
Скачать Номер 47 (218) за 2021 год
Скачать Номер 46 (217) за 2021 год
Скачать Номер 45 (216) за 2021 год
Скачать Номер 44 (215) за 2021 год
Скачать Номер 43 (214) за 2021 год
Скачать Номер 42 (213) за 2021 год