Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ
Логопедия
Автор: Любавина Елена Борисовна   
03.12.2021 06:27

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ

учитель-логопед Е.Б. Любавина МДОБУ «Детский сад № 4 комбинированного вида» г. Волхов

Необходимым условием полноценного речевого развития дошкольников является тесное сотрудничество педагогов детского сада и семьи. Наилучших результатов можно достигнуть лишь в том случае, если логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно, в одной команде. Взаимодействие педагогов с семьёй подразумевает распределение задач между всеми участниками коррекционного процесса.

Деятельность родителей, как полноправных субъектов образовательного пространства, даёт возможность понять им собственную ответственность за образовательный и воспитательный процесс своего ребёнка, мотивирует к овладению средствами и методами их реализации.

 

Скачать конспект

Правильно организованная совместная работа даст возможность родителям понять необходимость своего участия в коррекции речевого дефекта, повысить свою значимость в обучении ребёнка. Они могут помочь ребёнку поверить в собственные возможности, тем самым мотивируя его к дальнейшему обучению.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок научился свободно общаться с людьми и успешно взаимодействовать с ними. Но далеко не все понимают, что для этого необходимо научиться правильно и красиво говорить. Речь – это показатель развития человека в целом, это его визитная карточка.

Однако родители часто отстраняются от работы по исправлению дефекта речи у своего ребёнка по ряду причин: из-за низкой осведомлённости в вопросе патологии и коррекции речи, из-за отсутствия необходимых педагогических знаний, из-за того, что не могут найти свободное время для занятий со своим ребёнком, а часто из-за нежелания найти его. В последние годы с появлением изобилия компьютерной техники, у родителей появилась возможность безо всяких усилий занять своих детей, предоставив им в свободное распоряжение телефон, планшет или посадить его к компьютеру для просмотра бессмысленных, а часто вредных роликов, картинок, передач.

Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой в работе с родителями с родителями это:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • объединение совместных усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
  • поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях, ощущении своей значимости в коррекции речевого дефекта своего ребёнка;
  • мотивирование родителей активно помогать ребенку;
  • повышение уровня педагогической компетенции родителей.

Для непрерывной связи с родителями в нашей группе используются активные и интерактивные формы работы; из активных — и традиционные, и нетрадиционные (коллективные, индивидуальные и наглядно – информационные). Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия.

При планировании коллективных форм работы педагоги нашей группы отдают большее предпочтение мероприятиям, участниками которых являются педагоги и родители вместе с детьми.

Одним из таких мероприятий является родительское собрание в нетрадиционной форме. Данная форма взаимодействия позволяет обеспечить педагогам и родителям более близкий творческий контакт, установить доверительные, партнерские отношения, призывает устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения.

Например, на собрании «Наши игры» мы предложили и показали разнообразие игр для развития грамматического строя речи использовали различные виды их организации:

  • две команды: по восемь родителей со своими детьми в каждой ( «Невиданный зверь»: ухо зайца, хвост лисы, ноги лося, туловище волка, морда кабана (образование притяжательных прилагательных); «Кто больше составит предложений по картинке?», «Маленькие слова» (практическое употребление предлогов));
  • две команды: родители против детей ( «Подбери признак» (согласование прилагательного с существительным), «Что делает Незнайка?» (образование приставочных глаголов);
  • индивидуальное первенство (игра с мячом «Наоборот» (слова-антонимы); «Придумай слово» (образование сложных слов); «Сколько?» согласование существительного с числительным).

Между турами совместно с семьями детей проводили музыкальные и спортивные паузы.

Собрание «Путешествие в страну сказок» было посвящено произведениям А.С. Пушкина и К.И. Чуковского, где уделялось большое внимание обогащению словарного запаса ребёнка и диалогической речи, развитию грамматического строя речи, как у детей, так и у родителей. В начале нашего весёлого мероприятия проводились соревновательные игры для развития грамматических категорий, а во второй части родители показали ребятам костюмированную сказку.

Перед этим собранием была проведена большая подготовительная работа: подготовка и проведение викторины, оформление игр, выбор и разучивание с детьми стихов, отрывков из сказок, изготовление костюмов. Активное участие родителей в этом мероприятии дало им возможность повысить им собственную значимость, понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка.

Не менее важной формой для привлечения интереса родителей к коррекционно-развивающему процессу является проектная деятельность. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают не только творческие способности детей, но и вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Семьи, участвуя в реализации проекта, являются как источником информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, так и непосредственными участниками образовательного процесса, накапливают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.

Одним из наиболее ярких был долгосрочный проект «Путешествие к королеве Азбуки». Важным фактором в решении поставленных задач являлось тесное сотрудничество с родителями, их заинтересованность и вовлечение в деятельности детей и группы:

  • организация совместных круглых столов по заданным родителями темам для ознакомления с играми с буквами, дидактическими играми по развитию грамматического строя речи, составлению схем предложений и составлению предложения по схеме;
  • изготовление дома с детьми букв из различных материалов;
  • сочинение сказок и стихов на определённый звук и букву;
  • повторение разученных стихотворений о буквах;
  • походы родителей с детьми в библиотеку;
  • семейное чтение книг из библиотеки;
  • заинтересованность родителей о подготовке к обучению чтения детей и, как следствие, просьба показать им занятие по анализу слова и предложения.

Хочется отметить ещё один проект, не менее запоминающийся — «В стране гласных звуков и букв», где родители принимали активное участие в изготовлении гласных букв, миникнижек с гласными буквами со стихами, пословицами, чистоговорками, загадками, рассказами и сказками.

Родители настолько проявили творчество, что некоторые книжки можно использовать в качестве учебного пособия. В данном проекте они так понимающе и заинтересованно включились в работу, что беседовали не только с педагогами и своими детьми, но и друг с другом, и с другими детьми группы о том, какие книги они прочитали, когда ходили в библиотеку, какие материалы использовали для изготовления букв, в каких книгах искали материал для миникнижек, чем рисовали, откуда вырезали картинки. На заключительном этапе родители самостоятельно решили презентовать свои пособия вместе с детьми.

Только в совместной деятельности у родителей приходит более глубокое понимание необходимости его участия в жизни ребёнка, осознания своей роли в воспитании и коррекционно-развивающей деятельности по исправлению дефектов речи.

Понравилась родителям и педагогам предновогодняя «Литературная гостиная». Данное мероприятие в группе мы провели пока один раз. Надеемся, что оно станет доброй традицией в нашем дружном коллективе.

«Литературная гостиная» – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию.

Особенность этой формы взаимодействия с родителями заключается в том, что она может объединить детей разных возрастных групп (средней, старшей и подготовительной) и разного уровня подготовки. В ней могут участвовать педагоги и родители, выпускники ДОУ – все могут найти себе роль, возможности для творческого самовыражения.

Целью коррекционной работы являлось закрепление и автоматизация поставленных звуков в стихах.

На примере «Литературной гостиной», мы пытались организовать мероприятие таким образом, чтобы родители поняли, насколько важно их участие в создании условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду, повысить родительскую компетенцию в изучении литературных произведений. Родители поняли свою роль в этом мероприятии и с удовольствием взяли на себя её выполнение, предоставив детям выбор произведений о празднике Нового года, костюмы для детей, атрибуты к вечеру и, конечно, автоматизацию поставленных звуков в выбранном стихотворении.

Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Такие мероприятия должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки». Поэтому консультации для решения текущих проблем мы решили проводить в форме «Круглого стола».

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

  • проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
  • обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;
  • в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
  • участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

Преимущества организации «круглого стола»:

  • присутствующие могут свободно высказывать собственные суждения;
  • мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;
  • нет жесткого регламента и порядка выступлений;
  • для педагогов не будет драматичной ситуация, если кто-то из родителей не сможет присутствовать.

Подобная форма общения нравится родителям тем, что они самостоятельно могут выбирать темы для «Круглого стола», готовить вопросы для него, а часто и ответы, почерпнув их из печатной литературы или интернета.

До введения ограничительных мер встречи с родителями и детьми за «круглым столом» происходили ежемесячно в течение всего учебного года. Например, наиболее актуальными в прошлом учебном году были:

  • развитие дыхания ( «Ветерок»);
  • артикуляционная гимнастика ( «Наш весёлый язычок»);
  • развитие мелкой моторики ( «Наши пальчики играли»);
  • звуко-буквенный анализ и синтез слов ( «Кот и кит»);
  • обучение чтению ( «Загадочные буквы»);
  • развитие грамматического строя речи ( «Волшебный мяч»);
  • анализ предложения ( «Я умею говорить»);
  • предлоги ( «Дом и Гном»).

К этим мероприятиям готовится специальное оборудование или организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, одежда для кукол, кубики и др. К этой выставке родители безо всякой просьбы приносили игры и пособия готовые или сделанные своими руками, которыми пользуемся по сей день.

Мы стараемся не перегружать информацией друг друга с родителями и устанавливаем временные ограничения, не затягивая мероприятие. При этом чаще приходится ограничивать время педагогам, потому что интерес родителей иногда затягивается на продолжительное время.

При данных встречах не следует злоупотреблять научной терминологией, и если использовать её, то с пояснениями. Рабочие термины педагогов могут быть непонятны родителям далёким от педагогической науки и могут создать барьер в общении.

Эпидемиологическая ситуация в нашей стране, как и во всём мире, внесла значительные изменения во всей сфере деятельности, в том числе и в работу учителя-логопеда. Но развитие ребенка не должно прерываться ни при каких условиях. Педагоги нашей группы, как и другие работники педагогических учреждений столкнулись с трудностями организации коррекционного процесса, взаимодействия с детьми и с родителями.

В связи с изменением учебного формата, для всех педагогов детских учреждений встал вопрос об организации дистанционного обучения, которое позволило бы доступно и в нужном формате преподносить информацию для детей и их родителей.

Существуют разные виды дистанционного обучения: онлайн- обучение (WhatsApp, Zoom, Skype), интерактивные учебные материалы (использование воспитанниками и родителями имеющихся в ДОУ электронных образовательных программ, дидактических игр), самостоятельная работа родителей через электронную почту, социальные сети.

Возможно сочетание разных наиболее удобных вариантов, при этом следует заранее обсудить и договориться с родителями о том, какой вариант является для них наиболее удобным в использовании.

В ходе этой проблемы мы оставили для себя приемлемой и наиболее эффективной формой взаимодействия общение в группе «В контакте». Здесь педагоги ежедневно выкладывали задания по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, коррекции лексико-грамматических категорий, развитию связной речи, проводили конкурсы чтецов, поделок, конкурс рисунков к Дню Победы, «День креатива» под девизом «Здоровым – быть здорово!», «День мяча», «Здоровые ножки», дистанционный конкурс юных исследователей, предлагали список литературы для прочтения детям и многое другое. Родители с большим желанием каждый раз откликались, присылая выполненные работы в группу. С вопросами и предоставленной информации о выполненных логопедических заданиях обращались в личные сообщения и по телефону.

Естественно, что данный способ взаимодействия педагогов с родителями и детьми не достаточно целостный и имеет много трудности, но, безусловно, такая форма взаимодействия стала необходима в определённом периоде пандемии и оказалась довольно продуктивной и востребованной в условиях обычного режима. Мы продолжаем взаимодействовать с родителями в данном формате.

Положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания и развития детей невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Используемая литература.

  1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»)
  2. Миленко В., Лысенко Г. Родительские собрания-студии как форма взаимодействия ДОУ и семей воспитанников // Дошкольное воспитание. 2005 год, № 12. — С. 26.
  3. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.
  4. Перелыгина А.О. Формы и методы работы учителя-логопеда с родителями в условиях пандемии // Интернет ресурсы. Опубликовано 20. 08. 2020
  5. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. -М., Сфера, 2007год.
  6. Симакова, Т.П. Субъектная позиция семьи в открытом образовательном пространстве: монография. — Томск: ЦНТИ, 2011. — 236 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год