Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Как научиться слышать звуки вокруг нас?»
Логопедия
Автор: Калмычкова Наталья Леонидовна   
24.12.2021 17:29

«Как научиться слышать звуки вокруг нас?»«Как научиться слышать звуки вокруг нас?»

Работая много лет логопедом с детьми ОВЗ, я пришла к выводу, что пока ребенок не научится слышать звук, в речи его закрепить будет очень сложно. Только при правильном, четком произношении, возможна однозначная связь между звуком и соответствующей буквой. Так и сформировалось направление моей работы и предлагаю Вам сегодня рассмотреть несколько этапов работы по формированию фонематического восприятия, которая будет полезно молодым специалистам.

Фонематическое восприятие — умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.

Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте.

1. Узнавание неречевых звуков

Упражнение «Ну-ка прислушайся», «Кто что услышит»

Цель: научить узнавать «звуки вокруг нас».

Оборудование: аудиозаписи природных звуков (шум дождя и леса, журчание воды, шороха листьев, пение птиц, весенняя капель, голоса разных животных, В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей).

Ход: Детям предлагается послушать отрывок мелодии, и узнать кто издает данный звук.

 

Скачать конспект

Упражнение «Что за шум?»

Цель: учить узнавать «бытовые шумы».

Оборудование: предметы издающие звук (скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум кипящей и льющейся воды, шелест страниц).

Ход: взрослый за ширмой выполняет разнообразные действия с предметами (режет бумагу, стучит, переливает воду и т.д.), дети узнают – что звучало. Хорошо, если шум сразу «озвучивается» голосом, называется словом — звукоподражанием.

Упражнение «Где позвонили?»

Цель: определить направления звука.

Оборудование: игрушки-погремушки.

Ход:

Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».

2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз

На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи

Упражнение «Угадай, кто кричит»

Цель: развитие основных качеств голоса: силы, высоты.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Ребенку дают картинки с изображениями домашних животных — взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражение то низким, то высоким голосом ("Му-му", "Бе-бе", "Хрю-хрю"). Ребенок, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, должен поднимать соответствующую картинку.

3. Различение слов, близких по своему звуковому составу

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Упражнение «Незнайка запутался»

Цель: учить находить слова, сходные по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Ребенку предлагается разложить картинки с изображенными предметами, которые произносятся похоже: суп – зуб, зайка – сайка, лисонька – Лизонька, коса – коза, замок – сапог, злой – слой, Захар – сахар, сурок – зубок.

Упражнение «Не ошибись»

Цель: научить находить лишнее слово.

Оборудование: не требуется.

Ход: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: «Шишка». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Шишка-фыска-фышка-хыска-щищка-шишка».

Упражнение «Будь внимателен»

Цель: развитие внимания и умения различение слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик — по вашей инструкции).

Упражнение «Подбери по звучанию»

Цель: развитие навыка подбора слов близких по звучанию.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

ком бак сук ветка каток горка

дом рак лук клетка платок корка

сом мак жук пятка листок норка

лом лак бук плетка моток марка

4. Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Упражнение «Эхо»

Цель: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, на формирование умения дифференцировать звуки в слогах.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог предлагает повторить серию слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

та-ка-па па-ка-та

ка-на-па га-ба-да

фа-ха-ка ма-на-ва

ба-да-га ка-ва-ха

па-ба-па та-да-та

ва-фа-ва по-бо-по

да-та-да фа-ва-фа

пу-бу-пу ка-га-ка

са-за-са

пы-бы-пы га-ка-га

зу-су-су

пта-пто-пту-пты

Упражнение «Телефон»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Какой отличается?»

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Логопед произносит серию слогов (например: ну-ну-но, сва-ска-сва, са-ша-са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

5. Дифференциация фонем

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Упражнение «Какой звук есть во всех словах?»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход: Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: лес, лиса, холодильник, самолет — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Упражнение «Поймайте звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Оборудование: не требуется.

Ход: хлопайте в ладоши каждый раз, как услышите звук [ш];

6

6. Развитие навыков развития элементарного анализа и синтеза

Фонематический анализ и синтез – это умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Упражнение «Назови первый звук»

Цель: учить выделять звук из потока других звуков.

Ход: назови первый звук, найди и собери слово.

Упражнение «Ребусы».

Цель: Из названий изображенных предметов выделить первый звук.

Ход: Назвать полученное слово.

Многие родители думают, что если ребенок выучит буквы, то станет грамотно читать и писать. Но знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. При этом основной причиной ошибок является нарушение именно фонематического слуха. Поэтому, важно развить у ребенка в дошкольном возрасте фонематический слух! При этом важно помнить, что занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольного возраста, позволяет сделать процесс обучения дошкольников доступным и интересным. Занятия строятся в игровой форме, но носят обучающий характер.

Калмычкова Наталья Леонидовна

учитель – логопед

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 60

МО г. Новороссийск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год