Черлогоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у детей старшего дошкольного возраста. |
Логопедия | |||
Автор: Иванова Елена Васильевна | |||
27.12.2021 05:23 | |||
Черлогоритмика как эффективный метод в работе с речевыми нарушениями у детей старшего дошкольного возраста. Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. В настоящее время это актуальна проблема современности, количество детей с нарушениями речи разной сложности и этиологии увеличивается. Преодоление сложной речевой патологии, требует продолжительного времени, особой тщательности и интенсивности педагогической и логопедической работы, в течении всего учебного года. Однако, кроме речевых дефектов, у значительной части детей с нарушениями речи наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально волевой сфере, отклонение в общей моторике, повышенная утомляемость. Они не усидчивы, им трудно удержать внимание длительное время, особенно на логопедических занятиях, где изо дня в день необходимо выполнять одни и те же упражнения и задания, для получения хорошего результата. Монотонная и однообразная работа приводит к утомлению детей и потере интереса к логопедическим занятиям.
В самом начале своей работы с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использовала различные методы и приемы. Изучила множество психолого-педагогической литературы. Оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является логопедическая ритмика. Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка через постоянное общение со взрослыми и сверстниками. Но именно воспитатели должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью, воспитывать звуковую культуру речи. Полноценная речь — необходимое условие успешного обучения в школе. Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия, и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. В своей практической деятельности на занятиях логоритмики я решила использовать элементы черлидинга ( «Чирлогоритмика») Черлидинг – вид спорта, который идеально подходит для развития координации детей дошкольного возраста, так как включает в себя ритмические движения, в сочетании с заучиванием речевок различной сложности, благоприятно влияет на эмоциональную сферу –взаимопонимание. Не имеет медицинских противопоказаний. Предполагает индивидуальный подход. На занятиях так же используются яркие, красочные помпоны, которые помогают ребенку улучшить эмоциональный фон, на занятиях по отработке монотонных и однообразных упражнений. А также способствуют сенсомоторному развитию ребенка, улучшается общая моторика. «Черлогоритмика» представляет собой систему двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге, адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. В этой связи занятия логоритмикой с элементами черлидинга должны способствовать коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Освоению каждого упражнения способствует музыка и стихотворный текст (кричалки), которые приучают ребенка выполнять упражнения в определенном ритме, координируя движения и речь. Еще в начале прошлого века филолог Н.В. Корнейчуков (К. Чуковский) отмечал в своих работах, что всем детям в той или иной степени присуще влечение к рифмованным звукам: «Чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме... Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка». Рифмованная речь очень важна для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или, наоборот, более медленный, чем общий заданный ритм. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособности растущего организма, двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только та двигательная активность, которая находится в пределах оптимальных величин. Цель черлогоритмики: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и предметами. Использование средств чирлогоритмики в работе по развитию речи позволяет решать широкий круг задач. Оздоровительные задачи: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие физиологического дыхания; развитие координации движений и моторных функций; воспитание правильной осанки, походки, грации движений; развитие ловкости, силы, выносливости. Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и умений; пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других детей и предметов; развитие переключаемости; совершенствование певческих навыков. Воспитательные задачи: воспитание и развитие чувства ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность; воспитание лидерских качеств; воспитание умения соблюдать заранее установленные правила. Коррекционные задачи: развитие речевого дыхания; формирование и развитие артикуляционного аппарата; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие восприятия, воображения, мышления; развитие чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, фонематического и слухового восприятия; развитие умения расслабиться, снять напряжение. В работе с детьми в черлогоритмике выделяют два основных направления:
Методы и приемы черлогоритмики позволяют сделать занятия интереснее, более насыщенными, решать здоровительные задачи, что помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Методы логоритмики позволяют в доступной и интересной форме развивать у детей речевые и коммуникативные навыки.
|