Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровой калейдоскоп
Логопедия
Автор: Трюх Лариса Анатольевна   
12.04.2022 16:06

Игровой калейдоскопИгровой калейдоскоп

Трюх Лариса Анатольевна учитель-логопед МБДОУ ДСКВ № 34 г. Ейска МО Ейский район

Аннотация. В статье представлен материал по использованию игровых технологий в работе педагога и детей старшего дошкольного возраста, способствующий преодолению лексико-грамматического недоразвития речи, устранению речевых нарушений, связной речи, познавательных психических процессов, развитию мелкой моторики.

Использование дидактических игр на всех этапах педагогического процесса решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. Когда ребенок играет, он естественным образом учится связно, последовательно и логично излагать свои мысли, развивая все компоненты речи.

 Скачать конспект

В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период – игре. «Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения».

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь – наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Кроме того, повышение речевой активности невозможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации.

Эффективность коррекционной работы зависит от учета индивидуальных особенностей ребенка, что будет способствовать преодолению (устранению) речевых дефектов. Как нельзя лучше в этом подходит применение игровых технологий.

Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Игра доставляет детям удовлетворение и радость, в игре у детей формируется умение учиться, формируются универсальные учебные действия, что является немало важным для адаптации детей в школе. «Игра – это ценное средство воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания, стимулирует работоспособность детей в процессе образовательной деятельности, облегчая процесс усвоения знаний».

Главный компонент игровой технологии – непосредственно совместная деятельность педагога и ребенка.

Согласно программе обучения, в детском саду «базовый компонент» роль педагога в игре дошкольников значительно велика. Чтобы игры были содержательными и воспитывающими, надо познакомить детей с определенным кругом явлений из жизни взрослых, постепенно раскрывая мотивы и нравственный смысл человеческой деятельности.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий.

Внедрение в практику игры, побуждает детей к речевой активности, совершенствует стиль работы педагога с детьми, способствует реализации личностно-ориентированной модели его взаимодействия с ребенком.

В игре ребенок сознает свое «я», овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Игра удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, познании окружающего мира, активных движениях, творческому развитию.

Разработанный Стандарт дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста, поэтому обучение должно входить в его жизнь через ворота детской игры.

Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Использование сенсорных игр и упражнения применяю как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения. Уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Прежде всего, это относится к развитию движения руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, шнуровками, массажными мячиками. Дети с восторгом встречают в гости ежика (массажный мячик), держат его в ладонях и выполняют движения в соответствии с текстом:

К нам пришел колючий еж.
Яблоки, грибы принес,
Мы его благодарим
И немножко щекотим

С верху вниз его погладим,
Меж ладошек его спрячем
Мы бочка ему потрем,
И отпустим в лесной дом.

Ребята чешут, щекочат, гладят ежика.

Сочетание сенсорных и моторных задач, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности.

К сенсорным играм относятся и дыхательные упражнения. «Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это ни что иное как энергетическая база для речевой системы».

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр: «Игры с мыльными пузырями», «Игры с дутьем на вертушку, перышко, ватку, фантик».

Учитывая важность проблемы и особенности развития детей с речевыми нарушениями, особое место в развитии речи детей дошкольного возраста отвожу игровым наглядно — дидактическим пособиям.

Изготовила и апробировала в работе наглядно — дидактические пособия «Елка», «На ферме», которые можно использовать при организации подгрупповой и индивидуальной форм коррекционно-образовательной деятельности с детьми. Данные игровые пособия могут использоваться для развития мелкой моторики, при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Работа с пособием «Елка» у ребенка развивается: восприятие (тактильное зрительное, пространственное), согласованные движения глаз и рук, речь, мелкая моторика, самостоятельность, снимается эмоциональное напряжение.

В ходе наблюдений, у дошкольников улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений.

Выполняя пальцами различные упражнения, дети достигают хорошего уровня развития мелкой моторики рук, которая, в свою очередь, оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Дети с удовольствием пристегивают шишки к елке.

Предлагаю ребятам пристигнуть шишки и назвать слово со звуками: автобус, арбуз, аист, айва, Айболит, Африка, ананас; посчитать шишки, пристегивая их, составить предложение с заданным словом и пристегнуть шишку: кот (Кот лакает молоко), радуга (После дождя на небе появилась радуга).

Использование пособия в образовательной деятельности позволяет оживить созданную картину и обыграть предметы. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяется его естественная потребность — воспринимать и действовать одновременно. С помощью наглядно — дидактического пособия «На ферме» подвожу ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяется его естественная потребность — воспринимать и действовать одновременно. Так, например, участвуя в игре «Кто самый нужный?» (Цель: развитие диалогической речи), дети инсценировали сюжет событий разговора животных на ферме:

Карина: «Домашние животные поссорились. Они не могли решить, кто из них самый главный и нужный для своего хозяина».

Карина: «Корова Буренка промычала...»

Алиса: «Я самая нужная, потому что я даю вкусное молоко, а из него делают сметану, творог и масло».

Карина: «А кот Василий ей ответил...»

Витя: «Нет, я самый нужный, потому что я ловлю мышей и крыс, которые поедают хозяйские запасы».

Карина: «Но пес Шарик с ними не согласился...»

Кирилл: «Я самый нужный, потому что я охраняю двор».

Карина: «В спор вмешалась лошадь и сказала...»

Самир: «А я перевожу разные грузы, поэтому я самая нужная».

Карина: Долго они спорили и ссорились, но так и не смогли понять, кто самый главный и нужный......

После диалога – спора дети составляли рассказ о животных. Свой рассказ ребята сопровождали действиями: «пристегиванием» животных, давая им кличка и рассказывала о них: «В деревне на ферме жили: кошка, корова, свинья, лошадь, коза, овца, собака. Каждый день они просыпались вместе с солнышком. Коровы и коза давали молоко, лошадь помогала перевозить груз, овца давала шерсть, кошка ловила мышей, а собака сторожила дом. Все они жили дружно и каждый приносил пользу своему хозяину» (Цель: развитие связной речи).

Подобная смена видов деятельности активизирует внимание детей, поддерживая их интерес к занятию. Им легче понять сюжет, который на их глазах и создается. В процессе игры дети овладевают пространственные представления учатся обобщать и согласовывать, придумывать и пересказывать, слушают и заучивают стихи – все это способствует развитию мышления, памяти, внимания. Так играя в игру «Где, кто находится?», предлагаю детям отправится путешествовать в деревню. Ребенок должен назвать животных, предметы, которые их окружают. Пристегивая животных, предметы к пособию, ребенок говорит, где кто находится, используя понятия: около — вверху — внизу, справа — слева, на — за — под — между — над- перед.

«Это домик в деревне. Около дома растет дерево. На дереве поспело яблоко. Между деревом и домам забор. Над домом светит солнце. На пороге дома сидит кошка. Слева от дома пасется коза, корова, лошадь. Корова стоит между лошадью и козой. Справа от дерева, под кустом пасется кролик. Перед коровой, лошадью и козой — гуляют куры, гуси, индюк. За домом лес. Между елками растет гриб. Над лесом проплывают облака. Перед домом — конура пса Барбоса и пруд, в котором плещется утка и лягушка. Справа от конуры, на зеленой травке, отдыхает Барбос» (Цель: формирование пространственных представлений).

Использование наглядно-дидактического пособия «На ферме» помогает реализации цели: развитие связной речи при подготовке детей к школе через решение следующих задач: обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий; развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию; развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания); формирование пространственно-временных представлений; воспитывать чувство любви к родной природе.

Деятельность с детьми организована так, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству. При проведении игр на формирование коммуникативных навыков: «Доскажи словечко», «Договаривание словосочетаний, предложений, стихов», «Составление рассказов, текстов по схемам, таблицам, вводным словам, имеющемуся началу», дети учатся слушать, думать, отвечать на вопросы, задавать их самим, сравнивать, делать выводы, обобщать. При проведении занятия «Зима. Зимние забавы», презентация сопровождалась игрой «Подумай и ответь»:

- Ребята, подумайте и скажите, какая зима (снег, лед)? (Зима холодная, снежная, вьюжная, морозная, суровая. Снег пушистый, белый, холодный. Лед толстый, скользкий, прозрачный.)

- Что будет, если снег, лед занести домой (Растает).

- Почему он растает? (Потому что он из воды)

В ходе беседы дети рассказали, как они принесли снег домой и пока обедали, снег превратился в воду и потек на пол.

Можно с уверенностью сказать, что игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – на уровень мыслящей, творческой личности.

Результаты проведенного мониторинга речевого развития (по методике Йощенко В.О.) позволяют сделать вывод, что именно через игровую совместную деятельность детей и педагога возможно расширять и активизировать словарь детей, формировать грамматический строй речи. «В игре происходит формирования восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности».

Игра доставляет детям удовлетворение и радость, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний, в игре у дошкольников формируется умение учиться, что немало важно для адаптации в школе.

Библиографический список

  1. Елагина М.Г. Как помочь ребенку научиться говорить//Дошкольное воспитание. № 9. — 2014. — 97 с
  2. Запорожец A.B. Игра и развитие ребенка//Дошкольное воспитание. № 4. — 2013 г. — 101 с
  3. Колунова Л.А., Ушакова О.С. «Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников» // Дошкольное воспитание № 16. — 2010. — 75 с
  4. Мазо Д.А., Черник А.М., Фомичева М.Ф. Использование логопедических игр в логопедической работе — М.: 2017. — 165 с
  5. Никитина А.Ю. Игровые приемы анализа и синтеза. //Практическая психология и логопедия № 1-2 — 2005. — 67 с
  6. Селиверстова В.И. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. — 3-е изд — М.: Просвещение, 2013- 123 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год