Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»
Логопедия
Автор: Шишко Алеся Евгеньевна   
01.09.2022 09:36

«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»«Логоритмика как средство коррекции речевого нарушения у дошкольников»

С каждым годом растёт количество детей с различными отклонениями в речевом развитии, в связи с тем, что существенно возрос ритм жизни и недостаточно внимания уделяется детям со стороны родителей. Живое общение с ребенком заменяется просмотром телепередач. Также имеет значение увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология.

Опыт моей работы показывает, что наряду с традиционными методами работы в исправлении речевых нарушений, большую положительную роль играет логопедическая ритмика (логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки).

Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

 

Занятия логоритмикой – составная часть коррекционного воздействия на дошкольников, так как многие дети страдают не только речевыми нарушениями, но и имеют целый ряд признаков двигательной недостаточности общей и мелкой моторики, нарушения просодики (интонационно-выразительная окраска речи), психологические проблемы.

Логопедическая ритмика представлена широким спектром специальных игр и упражнений, направленных на исправление речевых и неречевых нарушений, развитие коммуникативных навыков, а также формирование положительной познавательной мотивации. Можно использовать элементы логоритмики, включая их в логопедические, музыкальные, физкультурные занятия, занятия по развитию речи и в режимных моментах.

Проанализировав литературу и собственные наблюдения я пришла к выводу, о необходимости заниматься с детьми начиная со среднего возраста логоритмической деятельностью, поскольку она имеет большое значение при развитии ребенка.

Что же такое логоритмика?

Это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, осанка, походка, грация движений.

Свою работу я начала с того, что с детьми средней группы провела мониторинг по методике «Определение уровня речевого развития детей дошкольного возраста» (Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.).

По результатам я увидела, что уровень речевого развития у детей дошкольного возраста находится на низком уровне сформированности у 18 детей (73 %) и у 7 детей (28%) на стадии формирования.

С целью исследования готовности родителей к сотрудничеству, умения взять на себя ответственность, компетентности в вопросах развития речи было проведено анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка». По результатам я сделала вывод: родители стремятся к взаимодействию между семьёй и ДОУ, часто ответственность берут на себя, но есть и родители, которые считают, что развитием и воспитанием детей должен заниматься в большей степени детский сад.

Практически все родители отметили свою работу над совершенствованием речи, привели в пример разнообразные методы и приёмы. Но, несмотря на это, у родителей есть желание узнать новые способы для развития речи.

Вся система моей работы направлена на решение цели – профилактике и преодолению речевых нарушений, путем развития и коррекции двигательной сферы, под воздействием слова, ритма и музыки.

Таким образом, в 2017 году я разработала и внедрила в свою работу дополнительную общеразвивающую программу «Веселая логоритмика». На протяжении пяти лет, я реализую эту программу целью, которой является: преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Теперь в моей деятельности Логоритмика является формой активной терапии, включает в себя здоровьесберегающие технологии, служит самым эмоциональным звеном работы по формированию правильной речи. Опираясь на связь музыки, движения и речи логоритмические игры и упражнения позволяет решать разнообразные задачи:

  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • Развивать общую и тонкую моторику, мимику;
  • Развивать фонематическое восприятие;
  • Формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • Формировать грамматический строй и связную речь.

У большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Ведь чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5-тилет. В результате упускается самый значимый для речевого развития возраст (сенситивный период, который длится до 3-4 лет).

Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Этим и обусловлен выбор моей работы по программе «Веселая логоритмика».

Главная форма работы – это индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

Работая с детьми, у меня есть возможность видеть особенности детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения или симптомы, о которых следует задуматься. Я полагаю, что использование логоритмики в системе коррекционной работы и профилактики речевых нарушений, повысит уровень речевого развития дошкольников. Ознакомившись с методической литературой по логоритмике, я начала работу.

В логоритмике я выделяю два основных направления в работе с детьми:

1 направление – предусматривает развитие не речевых процессов:

  • совершенствование общей моторики,
  • координации движений,
  • ориентации в пространстве;
  • регуляция мышечного тонуса;
  • развитие чувства музыкального темпа и ритма,
  • активизация всех видов внимания и памяти.

2 направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя:

  • развитие дыхания, голоса;
  • выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
  • развитие артикуляции и мимики;
  • координацию речи с движением;
  • воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с ритмической основой: под музыку, под счет, словесное и стихотворное сопровождение.

При проведении занятий я использую логоритмические игры и упражнения:

  • пальчиковые игры или массаж пальцев;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • стихотворения, сопровождаемые движениями;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • чистоговорки;
  • речевые и музыкальные игры;
  • различные виды ходьбы и бега под музыку;
  • ритмические упражнения, пение;
  • упражнения в игре на музыкальных инструментах;
  • подвижные игры, драматизации;
  • мимические упражнения;
  • упражнения на релаксацию под музыку.

Содержание игр и упражнений я напрямую связывала с задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе и согласно речевым диагнозам детей. Используя разнообразные игры и упражнения на логопедических занятиях, я постепенно отбирала те, которые давали наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим не до развитием речи (ОНР), с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с заиканием: коммуникативные танцы-игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение; ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежики барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», «Строители», игра на музыкальных и шумовых инструментах и т.д.

Большую помощь в коррекционно-развивающей работе оказали дидактические игры, которые вызывали у детей желание не только участвовать в них, но и решали умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме. А также явились хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей. Мной было создано многофункциональное дидактическое пособие «Речевая карусель». Играя в нее, дети развивают речь, которая становится более правильной и выразительной. Им нравится вращать карусель и выполнять предложенные задания. Пособие «Карусель» делится на четыре темы, которые должны освоить дошкольники:

  1. Звуковая культура речи;
  2. Грамматические навыки;
  3. Словарный запас;
  4. Связная речь.

Каждое занятие по развитию речи начинаем с артикуляционной гимнастики. Включаем в физкультурные минутки логоритмические игры и упражнения, как средство профилактики речевого нарушения у дошкольника. Внедряем и отрабатываем на занятиях комплекс упражнений на развитие дыхания, голоса, темп, ритм, движения и их взаимосвязь, слаженность у дошкольников. Связь речи с музыкой и движением позволяет развивать детские эмоции повышает интерес ребенка к занятиям, пробуждает его мысль и фантазию. В этом мне помогает логопедический тренажер «Дэльфа-142. 1» (далее: тренажер). С его помощью я не только корректирую речевое дыхание, силу голоса, произношение гласных и согласных звуков, лексико-грамматическую сторону речи, но и вношу игровые моменты в этот процесс с элементами логоритмики. Это позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал совместно с движениями. Для этого использую различный стимульный материал – картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь.

Предложенные мною упражнения были апробированы на занятиях с детьми, имеющими нарушение речи. У них устранялись двигательные «уловки» и тики, снижалась двигательная расторможенность, исчезала неуверенность и скованность в движениях, страх перед речью. Между детьми устанавливался положительный тактильный и эмоциональный контакт, развивались коммуникативные навыки общения.

Проанализировав полученные результаты, я пришла к выводу, что проводимая в течение года коррекционная работа, включающая логоритмику в работе с детьми, привела к улучшению качества коммуникации детей формированию навыков совместной деятельности, развитию эмоционально–личностной деятельности.

Использованные упражнения позволили тренировать различные группы мышц и тем самым совершенствовали координацию движений. Музыка, сопровождающая упражнения улучшила пластичность движений, предала им мягкость и выразительность. Ребёнок научился различать её динамические оттенки, определять темп, ритм.

Таким образом, у ребенка происходит коррекция и улучшились двигательные навыки, что крайне важно для успешного исправления речевых нарушений.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год