Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе логопедической группе с ОНР «Музыкальные инструменты»
Логопедия
Автор: Ганеева Гульназ Фиргатовна • Салихова Эльвира Ринатовна   
03.11.2022 10:06

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе логопедической группе с ОНР «Музыкальные инструменты»Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в подготовительной к школе логопедической группе с ОНР «Музыкальные инструменты»

Цель: расширить представления детей о музыкальных инструментах

Образовательные задачи:

  • закрепить обобщающее понятие «музыкальные инструменты»
  • познакомить детей с историей возникновения музыкальных инструментов
  • формировать умение классифицировать музыкальные инструменты
  • познакомить с предлогом ИЗ-ПОД

Коррекционно-развивающие задачи:

  • расширить и активизировать предметный словарь детей за счет введения в лексикон слов: арфа, туба, тромбон, виолончель, флейта, кларнет, валторна, литавры, ксилофон, смычок, оркестр, дирижер, балалаечник, арфист, гитарист, пианист, виолончелист, контрабасист, гармонист, аккордеонист;
  • активизировать словарь признаков: струнные, смычковые, щипковые духовые, ударные, альтовый, скрипичный, виолончельный, контрабасовый
  • закреплять навыки словообразования
  • закреплять умение согласовывать существительные с количественными числительными;
  • развивать фразовую речь
  • закреплять умение составлять предложение с помощью предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД
  • развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация
  • развивать зрительное и слуховое восприятие.

Оборудование: иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.

 

Ход занятия

I. Организационный момент

II. Подведение к теме.

Детям предлагается отгадать загадки.

Треугольная доска,

А на ней — три волоска.

Волосок — тонкий,

Голосок — звонкий.

(балалайка)

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит.

(Барабан)

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко.

Затихло все: играет… (Скрипка)

Этот медный духовой

То короче, то длиннее.

Ведь кулису он имеет!

Громче всех в оркестре он.

Как зовут его?.. (Тромбон)

Очень весело поет,

Если дуете в нее.

Вы все на ней играете

И сразу отгадаете.

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?.. (Дудочка)

Логопед: Вспомните и назовите все отгадки.

Дети: балалайка, тромбон, дудочка, скрипка, барабан

Логопед: Какое общее название у этих предметов?

Дети: Музыкальные инструменты.

III. Основная часть

  • Беседа о музыкальных инструментах
  • Детям предлагается рассмотреть вывешенные на доске картинки с

изображение музыкальных инструментов и назвать

Логопед: Ребята, скажите, как вы понимаете, что такое музыкальные инструменты?

Логопед обобщает ответы детей:

Музыкальные инструменты – это предметы, с помощью которых человек может извлекать различные звуки.

  • Знакомство с историей возникновения музыкальных инструментов

А) Первый музыкальный инструмент появился одновременно с самим человеком. И этим инструментом был сам человек, его тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди, бедру, хлопки в ладоши…). Первую в мире мелодию воспроизвел человеческий голос. А для того, чтобы мелодия звучала ритмично, человек то хлопал в ладоши, то притопывал. В дальнейшем первобытные люди стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой, ударами палкой по корягам, пням (причем стали замечать, что разные по размеру, толщине коряги издают разные по высоте, громкости звуки). Они начали использовать высушенную кожу, натягивая ее на пустой сосуд. Итак, звуки издавались в результате удара одного предмета о другой.

- Ребята, вы догадались, как назвали эти инструменты?

Дети: Это ударные музыкальные инструменты.

Логопед: Какие современные ударные инструменты вы можете назвать?

Выберите картинки с изображением ударных музыкальных инструментов.

Дети: Барабаны, литавры, ксилофон, бубен, треугольники.

(Картинки собираются в отдельную группу)

  • Б) Много веков назад люди научились пользовать для охоты луком и стрелами. И вот однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она издает нежный мелодичный звук. Он проверил свое впечатление, и звук понравился еще больше. Тогда он решил натянуть рядом еще одну тетиву, покороче, — и получилось уже два музыкальных звука различной высоты. Стало возможным сыграть простенькую мелодию.

- Ребята, посмотрите на картинки и найдите музыкальный инструмент, который похож на лук с тетивой.

Дети: Это арфа.

Логопед: Правильно, это арфа. Арфа стала первым инструментом, у которого

были струны. Назовите современные музыкальные инструменты, у которых есть струны.

Дети называют музыкальные инструменты с опорой на картинки (скрипка, контрабас, виолончель, альт, гитара).

Логопед: Как можно назвать все эти инструменты, если у них есть струны?

Дети: Это струнные инструменты.

  • Развитие мелкой моторики

Скрипач – на скрипке, //Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе, // начиная с мизинца.

Пианист – на пианино,

Барабанщик – на барабане,

А домбрист – на домбре:

Весь оркестр играет мне! // Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

Логопед: А что еще необходимо для игры на скрипке, виолончели, альте, контрабасе?

Дети: Нужен смычок.

Логопед: Правильно. Это струнные смычковые музыкальные инструменты.

Но для каждого из этих инструментов нужен свой специальный смычок.

  • Упражнение: «Какой это смычок?»

Альт – альтовый смычок

Скрипка – скрипичный смычок

Виолончель – виолончельный смычок

Контрабас – контрабасовый смычок

Логопед: Для игры на арфе, гитаре, балалайке не требуется смычок. Музыкант перебирает струны пальцами, как будто их пощипывает (щиплет), отсюда и название этих музыкальных инструментов – струнные щипковые

(Картинки собираются в отдельную группу – струнные музыкальные инструменты)

  • В) Первобытные люди изобрели не только ударные, струнные музыкальные инструменты, они также заметили, можно извлекать звук, подув в стебель тростника, камыша или в рог животного. Звучать трубку заставляет колеблющийся в ней воздух. Позднее человек просверлил в трубке отверстия и стал извлекать различные звуки — низкие и высокие.

Так появились духовые музыкальные инструменты.

Материалом для них были стебли тростника, камыша, толстые птичьи перья, даже раковины, а позже — дерево и металл.

- Посмотрите на картинки, назовите и выберите духовые музыкальные инструменты.

Дети называют и отбирают картинки с изображением духовых музыкальных инструментов.

Логопед: Если вы посмотрите на все эти инструменты, то вы заметите, что их можно разделить на две группы. Первая группа – это инструменты, которые делали из разных видов дерева – деревянные духовые инструменты (флейта, кларнет, гобой, фагот). Вторая группа – это музыкальные инструменты, которые изготовляли из меди – медные духовые инструменты (труба, валторна, туба, тромбон).

  • Г) Детям предлагается рассмотреть картинки с изображение рояля и пианино.

И рояль и пианино можно назвать одним словом – фортепиано (форте – громко, пиано – тихо). Это клавишно-ударные музыкальные инструменты.

Играя на этих инструментах, музыкант нажимает на клавиши. Они приводят в движение молоточек, который ударяет по струнам, спрятанные за крышкой инструмента. Отличие: у рояля – струны расположены горизонтально, у пианино – вертикально.

  • Игра «Исправь ошибку». Я сейчас буду говорить вам предложения, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

  • Игра с мячом: «Назови профессию музыканта»

Каждый музыкант, играющий на определенном музыкальном инструменте, имеет свое название.

Кто играет на баяне? – Баянист.

Кто играет на гармони? – Гармонист

Кто играет на гитаре? – Гитарист.

На пианино? – Пианист.

На контрабасе? – Контрабасист.

На флейте? – Флейтист.

На трубе? – Трубач.

На скрипке? – Скрипач.

На барабане? – Барабанщик.

На балалайке? – Балалаечник.

На арфе? – Арфист.

На аккордеоне? – Аккордеонист.

Виолончель? – Виолончелист.

  • Развитие общей моторики, координация речи с движением

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда, // Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается // Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду // Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

Коллектив музыкантов, играющих вместе на различных музыкальных инструментах, называется оркестром. Все исполнители расположены в определённом порядке: впереди струнные, далее духовые, затем — ударные. В оркестре есть челеста, арфа, рояль.

Оркестр – хорошо организованное государство, которое имеет свои законы. Здесь есть свой король – управляющий оркестром, его называют дирижёр. (Показ иллюстрации.)

Дирижёр может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонько о пюпитр /подставку для нот/ и в оркестре воцаряется тишина. Взмахнёт палочкой – все инструменты, подчиняясь его воле, заиграют согласно и дружно.

  • Игра «Он и она». Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я, бросая мяч, называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она виолончелистка

Он пианист, а она …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

Итог.

  • Упражнение «Четвертый лишний»

Скрипка, виолончель, арфа, контрабас

Бубен, флейта, бубен, треугольник

Труба, тромбон, ксилофон, валторна

- О чем мы говорили сегодня?

- Что нового вы узнали?

- Какие игры вам понравились?

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год