Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедический проект «Наш звукоград»
Логопедия
Автор: Битюкова Инна Дмитриевна   
11.11.2022 06:09

Логопедический проект «Наш звукоград»Логопедический проект «Наш звукоград»

Составил учитель-логопед первой категории Битюкова Инна Дмитриевна 2022 год МБДОУ «Детский сад г.п. Рощино»

Тип проекта: Информационно-практико-ориентированный

Вид: Групповой

Длительность: Долгосрочный – 9 месяцев (сентябрь — май);

 

Скачать конспект

Участники:

  • учитель-логопед Битюкова Инна Дмитриевна;
  • Дети подготовительной группы с речевыми нарушениями – 13 человек;
  • Воспитатели подготовительной группы.

Цель: Развивать фонематическое восприятие детей на основе ознакомления с речевыми звуками.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух детей.
  2. Определять наличие звука в слове.
  3. Различать слова, которые состоят из одинаковых звуков, например, ракета-карета, липа-пила, и т.п.;
  4. Различать слова, которые отличаются лишь одним звуком: жар-шар, куча-туча, ваза-база и другие.
  5. Знакомить с понятиями «гласный», «согласный», «твёрдый», «мягкий», «звонкий», «глухой» звуки.
  6. Создавать предпосылки к обучению грамоте.
  7. Развивать у детей потребность в общении, как первейшем условии успешной деятельности.

Оборудование: Магнитная доска «Домики» в кабинете у логопеда, доска «Звукоград» в группе, тетради для индивидуальных работ.

Содержание проекта

Учитель-логопед знакомит детей с буквами и звуками родного языка, выявляет трудности в произношении вновь введенных звуков, а также ведет работу над правильностью произношения этих звуков, по формированию фонематических представлений. Родители в домашних условиях закрепляют знания и умения детей, полученные на занятиях. Таким образом, одновременно ведется работа с двух сторон с одним и тем же звуком.

Предполагаемый результат проекта:

  1. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  2. Развитие фонематического восприятия, закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  3. Развитие умения называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  4. Совершенствование навыка производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

Гипотеза:

Если создать необходимые условия, использовать разнообразные формы, методы, приемы работы с детьми, активно взаимодействовать с родителями по вопросу к подготовке к обучению грамоте, то уровень подготовки к обучению в школе будет высоким.

Продукт проектной деятельности:

Изготовление наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград»

Введение:

Русский язык – один из самых сложных языков. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать эту работу надо постепенно ещё в детском саду.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства.

Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение. Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове. Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова ( «разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»).

Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает.

Ребёнок пяти лет должен различать отдельные звуки в словах, отличать их друг от друга, определять их позицию в слове (в начале, в середине, в конце) и уметь устанавливать последовательность расположения в словах.

Только благодаря хорошо развитому фонематическому слуху дошкольник сможет в дальнейшем научиться читать и писать.

При неразвитом фонематическом слухе ребёнок в школе во время чтения путает буквы, пропускает их. В письме же ребёнок заменяет глухие на звонкие и наоборот (глаза-гроза, почка-бочка, софа-сова, гора-кора), меняет мягкие на твёрдые и наоборот (гулял-гуляль, ляля-лала). Конструктивный и последовательный процесс обучения грамоте невозможен без способности проводить анализ каждого звука в слове и отличать его от других.

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный

  • Определение целей и задач проектной деятельности.
  • Информирование воспитателей и родителей о проведении проекта.
  • Составление плана деятельности.
  • Первичное обследование детей.
  • Составление перспективно-календарного плана по обучению грамоте.
  • Создание центра по обучению грамоте.
  • Изготовление наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград».
  • Изготовление дидактических игр, схем, карточек.
  • Изучение методической литературы по обучению грамоте.

2 этап. Основной

  • Чтение детям истории «Наш Звукоград»
  • Проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте с использованием наглядно-дидактического пособия «Наш Звукоград».
  • Проведение дидактических игр по обучению грамоте.
  • Промежуточная диагностика детей.
  • Подборка стихов о звуках и буквах.
  • Консультация для педагогов по обучению грамоте детей.

3 этап. Заключительный

  • Итоговое занятие по обучению грамоте «Наш Звукоград» для родителей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год