Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическое пособие «Мир звуков»
Логопедия
Автор: Попова Дарья Геннадьевна   
16.11.2022 14:31

Дидактическое пособие «Мир звуков»Дидактическое пособие «Мир звуков»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» г. КРАСНОЯРСК

Актуальность.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения» К.Д. Ушинский

Что мы называем фонематическим слухом?

Фонематический слух — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. фонематический слух является основной предпосылкой овладения письмом.

 

Скачать конспект

Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в обучении чтению и письму.

Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: В русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина, «чтение — есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)».

К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

игра – лучший способ обучения. Игры, предложенные вам ниже, помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи: обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием.

Все родители хотят, чтобы их дети были умными, развитыми, хорошо подготовленными к школе и успешно учились. Думаю, что предложенная игра пригодится детям 5-7 лет их семьям.

Методическая ценность.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, которая не только поможет с пользой провести своё свободное время, но и будет способствовать развитию фонематического слуха и подготовке детей к обучению грамоте, развитию зрительных и слуховых восприятий, внимание, память, мышление. Кроме этого данная игра поможет стимулировать детей к анализу игровых ситуаций, побуждать к рассуждению и пояснению своих действий, сформировать культуру общения.

Область применения.

Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная.

Пособие дает возможность эффективно организовать педагогический процесс: позволяет успешно решать обучающие и развивающие задачи.

Возраст детей.

От 5 лет до 8 лет.

Материал.

Ковролин, липучка велькро

Оборудование.

  • Игровое поле (ковролин 4 дорожки),
  • Набор для звукового анализа слов (липучка велькро)

Цель: создание условий для подготовки к обучению грамоте старших дошкольников

Задачи:

  • Познакомить детей с основными единицами речи и научить правильно пользоваться терминами их обозначения: «слово», «звук», «слог».
  • Научить выделять из речевого потока звуки гласные и согласные (твёрдые, мягкие).
  • Упражнять в делении слова на слоги.
  • Познакомить с твердыми и мягкими согласными звуками; научить выполнять на слух звуковой анализ слов, строить звуковые схемы слов из меток или фишек в соответствии с порядком (гласный или согласный, твердый или мягкий согласный).

Игра №1 «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра№2 «Строим дорожку»

Цель: развитие фонематического слуха.

Кто-то придумывает любое слово. Затем следующий игрок должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает детям правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе взрослый уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.

Игра№3 «Ловушка»

Цель: развитие умения услышать в слове определённый звук.

Взрослый предлагает детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются взрослым в зависимости от темы.

Игра №5 «Раздели правильно»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно прикрепить звуковую схему слова на игровое поле, произнести его, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра № 6 «Что сначала?»

Цель: учить выделять первый звук в слове и определять его.

Взрослый называет слова, протягивая первый гласный звук. Ууулица, дом, Тень и т.д. (слова подбираются так, чтобы звуки были разные), ребенок называет звук, который стоит в начале слова, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле.

Игра №7 «Назови конец»

Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове.

Ход. Взрослый называет слова с утрированным произнесением последнего звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук, находит соответствующую фишку и прикрепляет её на игровое поле.

Игра№ 8 «Наведи порядок»

Цель. Учить детей выделять позицию заданного звука.

Подбираются картинки с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец), например: лампа, мел, плов, стол, лось и др. Ребенок должен разложить их в три столбика.

Игра № 9 «Что можно петь, что нельзя петь?»

Цель. Учить детей выделять из слов гласные и согласные звуки.

Взрослый называет слово из одного-двух слогов, а ребенок называет гласные звуки: суп – [У]; руки – [У], [И].

Аналогичная работа по выделению согласных звуков: кот – [К], [Т] и т.д.

Игра№ 10 «Чем отличаются слова?»

Взрослый читает пары слов, в которых ребёнок должен определить какой звук меняется и на какой:

Бочка-почка зуб-суп зайка- сайка

Жар-шар точка-дочка пар- бар и т.д.

дети опираются на дополнительные вспомогательные средства: фишки и выполняют звуковой анализ без схем.

Игра№11 «Поймай звук»

Цель: обучить называть звук в слове по его пространственной характеристике (первый, второй, после определённого звука, перед определённым звуком)

Взрослый произносит вслух какое-нибудь слово, любому играющему и говорит, какой по счёту звук тот должен называть, например, "сыр, второй звук". Ребёнок находит соответствующую фишку и прикрепляет её к игровому полю. Затем задаёт следующее задание, относящееся к этому же слову. Все звуки в слове должны быть проанализированы.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год