Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка
Логопедия
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
02.02.2023 10:50

Связь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языкаСвязь возникновения заикания с овладением ребёнком синтаксическими структурами языка

По данным литературных источников заикание возникает в период наиболее интенсивного развития речевой деятельности у ребёнка, когда познавательная, коммуникативная и регулирующая функции речи быстро развиваются под влиянием речевого общения с взрослыми. Отдельные авторы (Р. М. Боскис, 1940) отмечают, что в основе нарушения речевой деятельности заикающегося лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее сложных высказываний, требующих для своего выражения фразы.

Изученные этиологические факторы заикания и их комбинации, возрастные периоды, в которых наиболее активно проявляется воздействие выявленных факторов, позволяют сопоставить периоды возникновения заикания с периодами овладения ребёнком синтаксическими структурами языка.

 

Абсолютное большинство случаев возникновения заикания обусловлено действием нескольких вредностей, отрицательное проявление которых зависит от возраста и уровня сформированности речевой деятельности ребёнка. Многие авторы утверждают, что возраст, когда наиболее часто встречается заикание, является от 2-х до 5 лет (Р. М. Боскис, Н.И. Жинкин, М.Зееман, Р.Е. Левина, И.А. Сикорский и др.). Наиболее активно проявляется воздействие этиологических факторов в период от 3-х до 5 лет. Действие пренатальных и натальных вредностей, таких как резус-кофликт, родовая травма и асфиксия новорождённых, может обусловить заикание в начальном периоде формирования фразовой речи (до двухлетнего возраста).

Определённую роль в возникновении заикания играют и такие факторы, как наследственная предрасположенность, острая психотравма. Однако сами по себе эти факторы редко вызывают заикание. Их действие проявляется в том случае, когда они оба выступают вместе или какой-нибудь из них сочетается с соматической ослабленностью, неправильным воспитанием, перевоспитанием левшества, неблагоприятными бытовыми условиями.

Сопоставительный анализ причинных, возрастных факторов возникновения заикания и периодов формирования у ребенка высказываний позволяют установить такие закономерности:

  • в возрасте после двух лет к заиканию чаще всего приводит наследственная предрасположенность в сочетании с такими факторами, как резус-конфликт, асфиксия новорождённых или соматическая ослабленность;
  • после трёх лет среди причин, вызывающих заикание, ведущее место занимает острая психотравма, сочетающаяся с такими факторами, как наследственная предрасположенность, родовая травма, асфиксия новорождённых и неблагоприятные бытовые условия. Одной из причин в сочетании с другими в этот период может выступить перевоспитание левшиства;
  • после четырёх лет наряду с причинами, отмеченными выше, начинает действовать фактор подражания заикающемуся;
  • острая психотравма на фоне резидуальной органики, неправильное воспитание с перевоспитанием левшества могут привести к заиканию в возрасте после пяти и шести лет.

Сопоставляя периоды возникновения заикания с периодами формирования речевой деятельности, единицей которого является высказывание, выявилось, что у детей от 2-х до 3х лет возникновение заикания совпадает с началом формирования фразовой речи. Начальный этап заикания у большинства детей этого возраста связывается с началом периода освоения структуры предложения и его грамматического оформления. У детей с 3-х до 4-х лет возникновение заикания совпадает с периодом усвоения флективной системы языка и служебных слов для выражения синтаксических отношений. У детей от 4-х до 5 лет заикание совпадает с началом овладения сложным предложением. У детей с 5-ти до 7 лет возникновение заикания связывается с началом овладения продуктивной монологической речью.

Выявленная корреляция возрастных и причинных факторов возникновения заикания будет способствовать дифференцированному подходу к его профилактике. Детям, перенесшим пренатальные, натальные и постнатальные вредности, способные вызывать срыв речевой деятельности, необходимо оказывать специальную помощь в овладении линейной схемой предложения после полутора лет, флективной системой языка и служебными словами для выражения синтаксических отношений после двух лет, оформлением сложного предложения после четырёх лет и монологической речью после пяти лет.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год