Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приемов биоэнергопластики в работе логопеда
Логопедия
Автор: Валетова Ольга Александровна   
30.05.2023 11:33

Использование приемов биоэнергопластики в работе логопедаИспользование приемов биоэнергопластики в работе логопеда

Актуальность проблемы. В настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей, которые имеют нарушения речи.

Звуки речи образуются в результате сложных движений языка, губ, челюстей и для каждого из них существует определённый артикуляционный уклад. Даже незначительные отклонения от нормы в расположении органов артикуляции приводят к дефектному произношению звуков речи. Поэтому очень важно формировать необходимые артикуляционные уклады и развивать различные мышцы речевого аппарата. Для этого применяют артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на совершенствование основных движений органов артикуляции.

В практической деятельности для выполнения артикуляционной гимнастики нами используется инновационная здоровьесберегающая технология биоэнергопластика.

Специфика проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой

 

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект; энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — пластичное движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с применением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность. Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. В противном случае она не достигает своей цели.

Логопедическая работа с использованием биоэнергопластики состоит из 7 этапов. Продолжительность каждого периода может изменяться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Первый этап (Две недели)

Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, выявляются нарушения звукопроизношения общеизвестными методами. После обследования подбирается комплекс упражнений с учетом нарушенных звуков.

Существует несколько комплексов артикуляционных упражнений.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения.

Артикуляционная гимнастика включает два типа упражнений: статические, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на непродолжительное время, и динамические, при которых активно двигаются те или иные мышцы.

Дети повторяют за учителем – логопедом артикуляционное упражнение без включения руки.

Второй этап (Две недели)

Во втором периоде работы детей знакомят со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом. Данный процесс учитель-логопед сопровождает движениями правой руки. Этот прием применяется для того, чтобы ребенок привык к необычным движениям. Дети, подражая учителю-логопеду, выполняют похожие движения руками.

Третий этап (Одна неделя)

Артикуляционная гимнастика выполняется традиционно, перед зеркалом. Учитель-логопед выполняет упражнения вместе с ребенком. На этом этапе педагог знакомит ребенка с персонажами перчаточного театра. Можно на ведущей руке ребёнка нарисовать (наклеить) глазки и ротик воображаемого человечка.

Взрослый объясняет и показывает артикуляционное упражнение, сопровождая его движениями ведущей руки в перчатке (варежке). Ребенок смотрит, запоминает и затем повторяет движения, при этом возможно использование движений ведущей руки.

На протяжении трёх периодов дети обучаются выполнению артикуляционной гимнастике индивидуально.

Четвертый этап (Пять — семь недель)

В течение этого периода выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Исходное положение — сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение. Ребенок повторяет за педагогом и использует свою ведущую руку в перчатке (варежке).

Взрослый должен следить за тем, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были плавными и раскрепощенными. Очень важно при выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук. Рука должна находиться на уровне солнечного сплетения параллельно полу либо параллельно согнутым ногам сидящего.

Пятый этап (Две недели)

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя перед зеркалом. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями левой руки. Ребенок повторяет за педагогом и использует другую руку в перчатке. Педагог следит за точным и плавным выполнением упражнений.

Шестой этап (Пять — семь недель)

Артикуляционная гимнастика выполняется в том же положении. Учитель-логопед показывает упражнение и сопровождает его движениями обеих рук. Ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках (варежках). Необходимо добиваться правильного и синхронного выполнения движений языка и рук.

Седьмой этап Закрепление полученных навыков

(до окончания учебного года)

На данном этапе используются сказки, рассказы, стихотворения. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук, используя перчатки, ростовые куклы. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно проигрывать без зрительной опоры (зеркала) с элементами драматизации.

Дети замирают от изумления при виде логопедической игрушки, которая «живет» рядом с ними, разговаривает, здоровается за ручку, кивает головой, смеется, плачет. Вы просто надеваете на руку куклу-перчатку – и сказка началась! Ребенок будет слушать «живую» куклу, делиться с ней своими переживаниями, «воспитывать» её. Внимательные педагоги, родители во время игры с логопедической игрушкой могут узнать много нового о ребенке.

В соответствии с тематическим принципом были разработаны комплексы артикуляционных упражнений для формирования правильных артикуляционных укладов свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением элементов биоэнергопластики по лексическим темам.

Практический материал, используемый в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, поиграть с ним так, как он этого хочет. Затем педагог подает его в нужном контексте.

Использование биоэнергопластики у детей с нарушениями речи:

  • первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка
  • стимулирует интеллектуальную деятельность
  • развивает координацию движений, мелкую и общую моторику
  • развивает артикуляционный аппарат

- формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.

Таким образом, использование биоэнергопластики способствует поддерживанию интереса ребенка, повышению мотивационной готовности детей к занятиям, поддерживанию положительного эмоционального настроя, развитию памяти, внимания, мышления.

Использованные материалы

  1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. — М.: «Астрель», 2007. — 64 с.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. -

СПб., Детство-Пресс, 2011. — 240 с.

3. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival. 1september. ru/articles/103050/

4. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: http: //festival. lseptember. ru/articles/103050

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год