Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками
Логопедия
Автор: Неведрова Алина Сергеевна   
14.07.2023 19:33

Преимущества использования логопедом IT-технологийв работе с дошкольниками

С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ. Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволяет повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

В.Н. Могилева [3] доказывает, что внедрение IT-технологий повышает требования к уровню профессионализма педагога, т.к. новая информационная культура предполагает наличие специальных знаний и навыков у ее носителя. Педагоги ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность им стать участниками единого образовательного пространства РФ. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.

 

Для того, чтобы воспитать в соответствии с ФГОС ДО ребёнка, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, положительно относящегося к себе и к другим, обладающего чувством собственного достоинства, активно взаимодействующего со сверстниками и взрослыми, обладающего развитым воображением, способного к фантазии, воображению, творчеству, игре, подчиняющемуся разным правилам и социальным нормам, с творческими способностями, любознательного, наблюдательного, способного экспериментировать, принимать собственные решения, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.

Одно из важнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогом новыми формами работы.

М. М. Романенко [4] пишет, что перед специалистом детского сада, освоившим IT-технологии, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы. Наиболее сложным для него является внедрение IT-технологий в воспитательно-образовательный процесс. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, владения педагогом компьютерной грамотностью, творческого подхода, поиска новых нестандартных форм и методов обучения.

Решение проблемы технического оснащения ДОУ позволит не только оптимально решать воспитательно-образовательные задачи, но и отработать систему мониторинга за развитием ребенка и освоением им образовательной программы, осуществить индивидуальный маршрут развития. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании.

В.Н. Могилева [3] считает, что компьютер может быть применен как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в приобщении детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребенка привычным и естественным.

Так, по мнению В.Н. Могилевой [3] преимущества компьютера следующие:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. Несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  3. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. Обладает стимулом познавательной активности детей;
  5. Предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  7. Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Слайд с изображением дидактического упражнения на автоматизацию звука [ш]в обратных слогах из анимированной презентации

Применение IT-технологии может быть опосредованным (интернет, ведение документации) и непосредственным (использование развивающих компьютерных программ, мультимедийных презентаций).

Для работы используются стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia.

И.Г. Захарова [2] пишет, что логопедические кабинеты оснащаются компьютерами, создается медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно–развивающую информацию, а также созданных логопедами учреждения:

  • текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т.п.);
  • табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т.п.);
  • графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
  • звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
  • видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
  • анимация;
  • картинки;
  • фотографии;
  • слайд–шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно–развивающего обучения);
  • логопедические программы «Игры для Тигры», «Подготовка к школе», «Путешествие с Лунтиком» и др.

В.П. Беспалько [1] описывает требования к компьютерным программам ДОУ:

  1. Исследовательский характер.
  2. Легкость для самостоятельных занятий детей.
  3. Развитие широкого спектра навыков и представлений.
  4. Возрастное соответствие.
  5. Занимательность.

Классификация программ:

  1. Программы для развития воображения, мышления, памяти.
  2. Говорящие словари иностранных языков.
  3. Простейшие графические редакторы.
  4. Игры-путешествия.
  5. Программы, обучающие чтению, математике.
  6. Мультимедийные презентации.

Важный аспект коррекционно-образовательного процесса с использованием IT-технологий – здоровьесбережение. Тренажеры для коррекции зрения, физкультминутки со сказочными героями вызывают у дошкольников положительный эмоциональный настрой и интерес. Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно–коммуникационных технологий.

Учитель-логопед, использующий уже готовый образовательный ресурс или создающий новый для своего занятия, выступает в роли эксперта, самостоятельно оценивает найденные и созданные материалы и использует на занятиях только те, которые отвечают основным содержательно-методическим и дизайн — эргономическим требованиям.

Таким образом, использование IT-технологий способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус.

Список использованных источников и литературы:

  1. Беспалько, В.П. Киберпедагогика. Педагогические основы управляемого компьтером обучения/ В.П. Беспалько, А.Г. Шмелев. – Москва «Речь». – 2018. -293с.
  2. Захарова, И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования / И.Г. Захарова. — Педагогика. — 2012. — №1. — С. 27-33.
  3. Могилёва, В.Н. Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. — М.: Академия, 2007. — 240 с.
  4. Романенко, М. М. Использование ИКТ в специальном дошкольном образовании / М. М. Романенко, Р. Р. Зарипова // Ученые записки ИСГЗ. — Казань: Юниверсум, 2016. — № 1 (14). — С. 483-488.

Неведрова Алина Сергеевна

учитель-логопед, МКДОУ Нововоронежский детский сад №8,

г. Нововоронеж, Воронежская область.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год