Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Коррекционно — логопедическое пособие «Времена года»
Логопедия
Автор: Таганова Анастасия Ивановна Черняева Алёна Николаевна   
23.08.2023 16:56

Коррекционно — логопедическое пособие «Времена года»Коррекционно — логопедическое пособие «Времена года»

Авторы:

  • Таганова Анастасия Ивановна учитель-логопед
  • Черняева Алёна Николаевна учитель-логопед

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 45 г. ТОМСКА Томск 2023

Пояснительная записка.

Актуальность: В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями речи. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации коррекционного процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

 

Скачать конспект

Поиск новых форм и методов обучения такой категории детей – один из актуальных вопросов коррекционной педагогики. Это связано, прежде всего, с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития дошкольников. Традиционные формы работы по коррекции речевых нарушений снижают интерес детей к занятиям, эффективность коррекционно-профилактической работы.

Новизна идеи: В связи с этим мы разработали серию лэпбуков, использование которых направлено на решение многих задач при развитии языковых процессов у детей дошкольного возраста. Данное пособие представляет собой три мобильные папки по временам года, которые можно использовать на занятиях с подгруппой детей и индивидуально во всех возрастных группах.

Цели и задачи:

Цель: активизация речи, развитие памяти, мышления, сенсорных способностей, зрительного восприятия, внимания, расширение активного словаря у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять пассивный и активный словари.
  • Развивать звуковой анализ и синтез (выделение первого и последнего звуков в слове; деление на слоги и выделение звуков в слове по порядку).
  • Развивать грамматический строй речи (согласование имён существительных с именем прилагательным и числительными; образование уменьшительно-ласкательных форм; образование множественного числа и родительного падежа имён существительных; формирование предложно-падежных конструкций).
  • Развивать связную речь (формирование фразовой речи, упражнения в составлении предложений, рассказов).

Коррекционно–развивающие задачи:

  • Развивать артикуляционную, тонкую моторику.
  • Развивать тактильные способности.
  • Развивать сенсорные способности.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Развивать звукопроизношение.
  • Автоматизировать и дифференцировать звуки.
  • Развивать межполушарное взаимодействие.
  • Развивать ориентировку в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки общения, взаимодействия, доброжелательности.
  • Формировать положительную установку на участие в занятии.

Описание инновационных педагогических технологий, методов и приемов:

В работе с пособием используется игровая технология. Проблема применения её в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций. В процессе своей деятельности мы используем разнообразные дидактические игры, игровые модули, прием сюрпризного момента на занятиях, занятия с приемами соревнования, создание игровых ситуаций. Новые инновационные технологии нужны, чтобы сделать обучение осознанным и интересным, оптимизируя образовательный процесс.

Соответствие заявленной темы современным тенденциям развития и образования:

Всегда существовала проблема образования и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.

Она складывается из множества факторов, которые приходится преодолевать совместными усилиями всех участников образовательного процесса.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов позволило сделать еще один шаг навстречу детям.

Главная наша цель — помочь ребенку социализироваться в обществе, вовлечь дошкольника в индивидуальную и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми.

Для этого необходимо создавать детям оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции недостатков, оказании помощи детям в освоении образовательной программы дошкольного образования и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Одним из путей повышения качества коррекционной работы – использование современных образовательных технологий, оригинальных, творческих приемов и методов позволяющих развивать мыслительные и речевые способности ребенка. Использование лэпбуков помогает повышать качество коррекционной работы и получать стабильный результат.

Содержательная часть.

Папка «Осень»

Задачи:

  • систематизировать представления детей об осени, сезонных изменениях в природе;
  • пополнять и обогащать знания детей по лексическим темам: «Осень. Осенние приметы», «Дары осени», «Перелётные птицы», «Животные и растения осенью»;
  • активизировать словарь детей по лексическим темам.

Наполняемость паки:

  • картинки с названиями месяцев и периодов осени, перелетных птиц, диких животных
  • мнемотаблица «Расскажи об осени», «Расскажи о перелетных птицах»;
  • стихи и загадки;
  • игра – сортировка «Урожай», «Сосчитай» (грибы, шишки, птицы); игры: «Поварята», «Назови ласково», «Угадай и назови», «Закончи предложение», «Кто как кричит?», «Один-много» (перелетные птицы, дикие животные), «Что забыл нарисовать художник?», «Чей домик?», «Чей хвост?», «Чьи следы?», «Семья» (дикие животные), «С какого дерева лист?», «Перевертыши» (листья), «Что неправильно нарисовал художник?»;
  • нейрогимнастика «Птицы».

Папка «Зима»

Задачи:

  • систематизировать представления детей о зиме, сезонных изменениях в природе;
  • пополнять и обогащать знания детей по лексическим темам: «Зима. Зимние приметы», «Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой»;
  • активизировать словарь детей по лексическим темам.

Наполняемость паки:

  • картинки с названиями месяцев, признаками зимы, зимующих птиц, зимней одежды;
  • мнемотаблица «Расскажи о зиме», «Расскажи о зимующих птицах»; «Расскажи о диких животных»;
  • поговорки о зимних месяцах, чистоговорки;
  • игры: «Скажи наоборот», «Что делают?», «О чем можно сказать?», «Продолжи предложение», «Угадай, чья тень?», «Какие животные спрятались на картинке?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», «Собери картинку и составь по ней рассказ», «Составь рассказ по серии картинок», «Кто оставил эти следы?», «Как животные зимуют», «Кормушка»;
  • нейрогимнастика «Ступеньки», «Веселые подружки»;
  • упражнение на развитие межполушарного взаимодействия «Обведи».

Папка «Весна»

Задачи:

  • систематизировать представления детей о весне, сезонных изменениях в природе;
  • пополнять и обогащать знания детей по лексическим темам: «Весна. Весенние приметы», «Перелетные птицы», «Животные весной», «Труд людей весной»;
  • активизировать словарь детей по лексическим темам.

Наполняемость паки:

  • картинки с названиями месяцев, признаками весны, перелетных птиц, диких животных;
  • мнемотаблица «Весна. Признаки весны», «Расскажи об изменениях в природе весной»;
  • приметы, поговорки, пословицы, стишки, загадки (весна, птицы);
  • игры: «Сосчитай» (птицы, цветы, ветки), «Чья тень?» (дикие животные, птицы), «Какие животные спрятались на картинке?», «Чьи следы?», «Ходилки» (составь слог), «Части тела птицы», «Как летают птицы?» «Что перепутал художник?»
  • пальчиковая дорожка;
  • дыхательная гимнастика (капелька, перья).

Список литературы:

  1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  2. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2018. – С. 192 – 196.
  3. Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (подготовительная группа). Учебно – методическое пособие. — М.: – Центр методического образования, 2010. – С. 148-150.
  4. Картотека по логопедии на тему «Чистоговорки». — https: //nsportal. ru/detskiy-sad/logopediya/2016/02/06/chistogovorki
  5. https: //infourok. ru/metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-posobiya-lepbuk-v-gostyah-u-skazki-2463746. html
  6. http: //www. tavika. ru
  7. http: //nitforyou. com/lepbuk/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год