Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»
Логопедия
Автор: Унижонная Ольга Александровна   
03.11.2023 21:33

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»

Составила: учитель-логопед Ольга Александровна Унижонная Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска Калининского района «Детский сад № 21 Родничок» Новосибирск 2023г.

Актуальность (необходимость создания пособия):

Специально подготовленная развивающая среда способствует творческому выражению ребенка, помогает ему успешно осуществлять коммуникацию с другими детьми и взрослыми. Большое значение при создании развивающей среды имеют специальные дидактические материалы и пособия.

 

Скачать конспект

Дети с удовольствием играют в подвижные игры, им очень нравится подражать действиям взрослых и звукам окружающего мира, представлять себя кем-то. В игровой форме они учатся передавать интонацией свои эмоции, формируют правильный тип речевого дыхания, развивают координацию движений, высоту и силу голоса.

Данное пособие может использоваться логопедами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре, воспитателями ДОУ для включения в занятия элементов логоритмики.

Цель: обогащение предметно-развивающей среды, направленной на развитие просодической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать навыки речевого дыхания.
  2. Воспитывать чувство ритма и темпа через проговаривание стихотворных текстов с движениями и музыкальным сопровождением.
  3. Развивать высотный и силовой диапазон голоса.
  4. Развивать интонационно-выразительную сторону речи.
  5. Формировать умение выделять голосом ударный слог в слове, главное слово в предложении.
  6. Способствовать развитию общей и мелкой моторики, координации движений.

Методическое пособие «Игры и упражнения для развития просодической стороны речи»

Упражнения для формирования навыков речевого дыхания, развития высотного и силового диапазона голоса:

  1. «Лесорубы»: изображая движения лесорубов (наклоны и взмахи рук), дети произносят на выдохе «ух – ух – ух».
  2. «Насос»: дети, наклоняясь, изображают работу насоса и произносят на выдохе длительно «с – с – с».
  3. «Тянем ниточку»: дети соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно напевая определённый звук либо слог. Вдох производится до начала движения рук. Логопед поощряет детей «тянуть ниточку» как можно дольше.
  4. «Лесенка»: при произнесении слогов правую руку поднять до уровня груди, а затем небольшими рывками поднимать её вверх, изображая ступеньки.
  5. «Песенка комаров и жуков»: дети делятся на две группы – комары и жуки. По команде логопеда: «Летят комары/жуки», названная группа детей размахивает руками, издавая соответствующие звук (З/Ж). По заданию логопеда: «Жуки/комары взлетели высоко на дерево/опустились на цветы», дети соответственно изменяют высоту голоса на произносимом звуке в пределах квинты (логопед предварительно даёт образец выполнения). Изменение высоты голоса сопровождаются показом руки (высоко – низко). По команде логопеда: «Жуки/комары, пойте громче/тише/еле слышно», дети изменяют силу голоса соответственно инструкции логопеда.

Фонопедические упражнения:

1. «Ракета»

Проверяем топливо. Дети произносят «ш – ш – ш...».

Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук[а].

Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки

[у] в разных регистрах. Логопед

показывает высоту звука рукой.

Включаем двигатель. Произносят звук [м] и вращают кулачками перед грудью.

2. «Полюбуйся – весна»

Полюбуйся: весна наступает,

(Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.)

Журавли караваном летят,

(Пропевают «курлы, курлы...» в верхнем регистре.)

В ярком золоте день утопает,

(Делают crescendoudiminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.)

И ручьи по оврагам шумят.

(пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.)

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют – посмотри!

(Пропевают «ш-ш-ш...» и водят указательным пальцем по ладони.)

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари.

(Подражают голосам птиц, «летая» по комнате.)

3. «Утро»

Солнышко сказало: Дети пропевают «а – а- а...» на легато,

- Мне пора взойти! поднимаясь от нижнего звука к верхнему.

Травка зашептала: Произносят «ш – ш – ш...» на длительном выдохе.

- Мне пора расти!

Пчелы загудели: Пропевают «ж – ж – ж...», делая glissando в

пределах терции в среднем регистре. Мед пора собрать!

Птицы загалдели: Пропевают «чик – чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

Летать, летать, летать!..

4. «Самолет»

Посмотрите, самолет Руки разведены в стороны.

Отправляется в полет:

Мы летим высоко, Руки подняты вверх. Пропевают звук[у] в высоком регистре.

Мы летим низко, Руки опущены, дети приседают и пропевают звук[у] в низком регистре.

Мы летим далеко, Руки – вперед, звук [у] пропевается тихо.

Мы летим близко. Руки прижаты к груди, звук [у] пропевается громко.

Упражнения на сочетание музыки с движениями (в зависимости от характера музыки, темпа, размера (метра):

  1. Дети ходят колонной по кругу под музыку. В зависимости от характера музыки они исполняют различные движения, подражая медведю, зайцу. Лисе, волку, полету птице и др.
  2. Дети ходят под музыку в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки.
  3. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.
  4. Дети, встав парами друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп – бегут.
  5. «Щука». Игру сопровождает музыка «Рыбка» М. Красева с изменением темпа. Дети встают в круг, а водящий – Щука – входит внутрь круга. Логопед и дети читают стихотворение и выполняют следующие действия с мячом:

Игроки: — Мимо леса, мимо дач

(Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Слова произносятся спокойно, плавно в медленном темпе).

Плыл по речке красный мяч.

Увидала щука...

(мяч перекатывается Щуке).

Щука: — Что это за штука?

(Щука разглядывает мяч и говорит слова).

Хвать, хвать. Не поймать.

(Щука ударяет мячом об пол. Слова произносятся ритмично, в более быстром темпе).

Мячик вынырнул опять,

Он пустился дальше плыть.

(Щука перекидывает мяч детям).

Игроки: — Выходи, тебе водить!

(Игроки перекидывают друг другу мяч через круг, мимо Щуки. Ребенок, который поймал мяч на слове «водить», становится новым водящим и занимает место Щуки в центру круга).

6. «Кап – кап – кап...» Дети, изображают, как капает дождик (стучат указательными пальцами по коленям, произнося: «кап – кап – кап...» Сначала темп нарастает, затем постепенно замедляется. Заканчивается игра словами: «кап – кап – и – кон – чил — ся». После этого руки разводятся в стороны (музыка «дождик» А. Холминова).

Упражнения на сочетание речи с движением (воспитание чувства ритма и темпа):

1. «Дворник». Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят: — Подметаю я свой двор,

Собираю в кучу сор.

Будут все меня хвалить,

«Молодец» мне говорить!

На акцент метла движется влево.

2. «Пильщики». Дети держаться попарно за правую руку подражая движению пильщиков, и говорят:

  • Пили, пила, пили живей

Мы домик строим для зверей.

В нем серый зайчик станет жить,

И с нами будет он дружить.

Движения рук вперед и назад совпадают с акцентом.

3. «Молоток». Дети «вбивают молоточком гвозди в стену», говорят:

- Молоточком я стучу, (два удара)

В стенку гвоздик вколочу. (два удара)

Гвоздь вбиваю сильней (два удара)

Для картинки моей! (два удара)

4. «Маляр»

Красить комнаты пора –

Пригласили маляра.

Он приходит в новый дом

С яркой краской и ведром.

5. «Весна»

От сосулек звон, звон, звон.

(Руки собраны в щепоть. С уровня головы дети опускают их рывками до пола).

Просыпайся клен, клен, клен, клен.

(Дети из положения приседа постепенно поднимаются все выше и выше,

держа кверху согнутые в локтях руки. Пальцы рук растопырены, изображая ветви клена).

Растопился снег, снег, снег, снег.

(Дети показывают сугробы, стоя совершают перед собой волнообразные движения кистями рук, постепенно разводя их в стороны).

Ручейки в бег, в бег, в бег, в бег.

(Дети изображают бегущий ручеек. Они складывают ладони рук вместе перед грудью и двигают их вперед по траектории ломаной линии).

Гром шагает топ, топ, топ, топ.

(Дети топают ногами).

Почки слышно: хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

(Дети хлопают в ладоши).

Упражнения на развитие интонационно-выразительной стороны речи:

  1. «Скажи и покажи». По картинкам предлагается назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый — грустный, злой — добрый, удивленный — равнодушный и др.
  2. Обыгрывание повадок различных животных, характерных черт людей (изображение злой большой собаки, ласковой хитрой кошки, удивленной мамы и т.д.).
  3. Эмоциональная окраска картин типа: «Молодец!», «Ай-яй-яй, плохо!» и т.д.
  4. Выразительное чтение стихотворений, считалок, насыщенных интонационно-окрашенным материалом:
  • **

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто встречается с бедой,

Произносят слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносят слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносят слово «Ух!».

  • **

Открываем магазин,

Продаем продукты.

Покупает крокодил

Овощи и фрукты.

- Сколько стоит кабачок?

  • Кабачок? Пятачок

- Дайте два кабачка.

- Дайте два пятачка.

В магазин пришли еноты

Покупать у продавца

Два соленых огурца.

Говорит продавец:

- Две копейки огурец!

- Дайте нам по огурцу!

- Заплатите продавцу!

- Сосчитаем: дважды два...

- Дважды два — четыре?

- Очень точно! Молодцы!

- Забирайте огурцы!

- Здравствуй, козлик. Что тебе?

  • Мне, пожалуйста, вот это

И вот это, и вот это.

- А монета? Где монета?

- Потерял монету где-то!

- Можно взять бесплатно?

- Так и быть! Ладно!

  • **

Мизинец решил на прогулку идти,

Но безымянный не разрешил. произносится строго

А средний об этом услышал,

Едва из терпенья не вышел. произносится гневно

И печально сказал указательный:

«Огорчится большой обязательно». произносится печально

Дети произносят потешку и отгибают на левой руке из кулака пальчики, начиная с мизинца.

5. Инсценировка доступных детям стихотворений, сказок ( «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и т.д.)

6. Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе: «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4», «1 2 3 4». Дети учатся произносить одну и ту же фразу по-разному. Используются фразы из четырех слов, каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. «Мы учимся говорить красиво», «Не мешайте мне трудится», «Наша Таня громко плачет» и т. д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год