Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»
Логопедия
Автор: Словохотова Лариса Геннадьевна   
08.11.2023 10:45

«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»«Образовательный геокэшинг, как форма коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелое нарушение речи (заикание, осложненное ОНР; общее недоразвитие речи)»

Словохотова Лариса Геннадьевна, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка», учитель-логопед. г. Рубцовск, 2023г.

2. Пояснительная записка.

2. 1. Актуальность темы, обоснование её выбора.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами построение образовательного процесса с дошкольниками в ДОУ должно строиться на адекватных детскому дошкольному возрасту формах работы.

Ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

Так как основным видом деятельности ребенка является игра, я в своей работе использую «Геокэшинг» — игру, которая позволяет интегрировать различные образовательные области в своих профессиональных логопедических целях в работе с детьми с ОВЗ.

 

Скачать конспект

Геокэшинг — не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и развивает индивидуальность ребёнка, его любознательность, самостоятельность, инициативность, речевую и двигательную активность, а также решает коррекционные задачи: развивает словарь, грамматический строй речи, психические процессы, совершенствует связную речь детей, её грамотность, плавность и выразительность, развивает навыки чтения и письма. Позволяет на занятии использовать практически все виды здоровьесберегающих технологий. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

2. 2. Целевая аудитория

Игру-занятие провожу в разновозрастной группе для детей с заиканием, осложненным общим недоразвитием речи и для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи.

2. 3. Цели и задачи.

Цель игры: организация совместной деятельности детей, создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи: способствовать развитию познавательного интереса детей, развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов, пополнять запас пространственных представлений; воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников и, конечно, я, как учитель-логопед ДОУ, решаю свои профессиональные коррекционные задачи.

Например, в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР – заиканием, на своих занятиях- Путешествиях по морю плавной, красивой речи на острова Знаний и Умений, я решаю следующие задачи:

Образовательные:

Способствовать:

закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с увеличительным суффиксом, притяжательных и относительных прилагательных), умения использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы;

закреплению навыков подбора слов противоположных значений;

закреплению навыков отвечать на заданный вопрос плавно простыми и сложными предложениями;

активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;

обогащению и активизации словарного запаса;

закреплению активного поведения и свободного общения.

формированию умения ориентироваться на местности по карте – схеме, определять направление маршрута, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию и закреплению навыков самоконтроля за плавностью самостоятельной связной речи, правильным звукопроизношением;
  • развитию психологических предпосылок к обучению: умения внимательно выслушивать инструкцию педагога и действовать в соответствии с ней, усидчивости;
  • развитию различных каналов восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического);
  • развитию фонематического и зрительного восприятия;
  • развитию внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов

Воспитательные:

Способствовать:

  • закреплению навыков самоконтроля за звукопроизношением;
  • развитию эстетического восприятия:
  • поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира
  • поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе
  • поощрять умение передавать в речи свои чувства.

развитию эмоциональной отзывчивости:

  • поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки
  • поощрять умение положительно оценивать речь друг друга
  • поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, умение работать в коллективе.

воспитывать коммуникативную, деятельностную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников.

2. 4. Планируемые результаты

реализована потребность детей в движении, развита, скорригирована и приближена к возрастной норме их общая, артикуляционная, мелкая моторики;

сохранено детское психологическое здоровье, т.к. у дошкольников создается высокий эмоциональный настрой, развиты психические процессы, усовершенствованы психологические предпосылки к обучению;

сформированы, развиты коммуникативные навыки у дошкольников.

развиты ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество.

2. 5. Форма проведения

Форма проведения: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность.

Вид занятия: фронтальное.

Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений, навыков,

интегрированное, с элементами образовательного геокэшинга.

2. 6. Используемые педагогические технологии, методы, приёмы

Используемые технологии: ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые, социоигровые, технология геокэшинга.

Методы и приемы:

Словесный: игра, художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение.

Наглядный: сюрпризный момент, демонстрация картинок.

Игровой: дидактическая игра-путешествие с элементами геокэшинга.

Практический: упражнения, моделирование, выполнение устных заданий, чтение, анализ результатов выполненных заданий, ориентирование, парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, речевая гимнастика «Аудиостарт», упр. на развитие силы и высоты голоса, корригирующая ходьба.

Репродуктивный: прием повтора, прием работы в тетрадях.

Проблемно-практический: решение проблемных ситуаций.

2. 7. Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Кадровые: предварительную работу с детьми проводят: учитель-логопед (развивает все стороны устной речи: корригирует звукопроизношение, развивает и обогащает словарь, навыки словоизменения и словообразования, плавность и грамотное оформление связной речи, совершенствует навыки письма и чтения, закрепляет правильное звукопроизношение, развивает психические процессы и психологические предпосылки к обучению), инструктор по физической культуре (развивает общую моторику ориентирование относительно своего тела, окружающих предметов), воспитатели (закрепляют на своих занятиях полученные детьми знания, умения, навыки по изученной лексической теме). Методические: рабочая программа учителя-логопеда, Программа логопедической работы с заикающимися детьми/ С. А. Миронова – М.: Просвещение, 2010, Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: Просвещение, 2010. Материально-технические: оборудование логопедического кабинета, физкультурного или музыкального зала, а также демонстрационный материал, задания для чтения, ребусы, кроссворды, таблицы, столы, стулья, матросские шапочки-ободки для путешествия, макет корабля, веревочная лестница-трап, веревка, мягкие модули, массажные коврики, маршрутная карта путешествия, пиратская бутылка, таблицы со словами, простые карандаши. Ноутбук, проектор; демонстрационный экран, фонограммы мелодий и шумов. Информационные: официальные сайты системы Министерства образования и науки РФ, сайт ДОУ, Интернет-ресурсы, электронная периодика и электронные издания, сайты педагогических сообществ и сайты, посвященные проблеме речевого развития, персональный сайт учителя-логопеда.

3. Основная часть.

Предварительная работа с воспитанниками: игры и занятия по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, тренировке плавности речи, упражнения на закрепление навыков чтения, отгадывание загадок, ребусов, чтение, составление слов. Предварительная работа педагога: создает сценарий, подбирает цели и задачи, для каждого из них — задания, готовит все необходимое для проведения самой игры, главной целью которой является нахождение тайника.

Примерный ход игры

Сюрпризный момент: путешествуя на корабле на Острова Знаний и Умений, дети замечают плавающую на воде бутылку, достают её из воды, находят в ней пиратскую карту с обозначением островов, путей к ним и пометкой острова со спрятанным на нем кладом.

Но, прежде чем найти клад, нужно подплыть (подойти) к каждому острову и выполнить пиратские задания.

  1. Остров «Рифмовок». Игра «Рифмовки – чистоговорки»
  2. Остров «Логики». Игра «3-ий лишний» на развитие словесно-логического мышления.
  3. Остров «Физминутка». Игра на развитие слухового внимания «Просьба». Игра на развитие зрительного внимания «Числа по-порядку»
  4. Остров «Противоположности». Игра «Наоборот» на активизацию словаря антонимов.
  5. Остров «АБВГДейка» Игра «Сороконожка» на чтение цепочки слов. Игра «Спрятанные слова» (упр. на чтение и письмо слов).
  6. Остров «Пиратский клад». Нахождение детьми сундука с пиратским кладом.

Этапы и план занятия.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности

Задачи:

  1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности
  2. Способствовать активизации детей.

На этом этапе провожу беседу на повторение и закрепление пройденного материала (Время: дни недели, текущий, предшествующий, последующий дни, количество рабочих и выходных дней; текущий месяц, предшествующий и последующие месяцы, время года). Практическая деятельность воспитанников: упражнение в составлении простых нераспространенных/распространённых (в зависимости от этапа работы над плавностью речи) предложений, тренировка плавности речи. Далее я приглашаю воспитанников отправиться в путешествие по морю плавной, красивой речи на острова «Знаний и Умений». У детей создана мотивация к предстоящей деятельности.

Основная часть занятия

Цель: создание условий, способствующих закреплению плавной, грамматически правильной связной речи,

закреплению навыков чтения, формированию психологических предпосылок к дальнейшему обучению.

Задачи:

  1. Способствовать: обогащению активного и пассивного словаря; умения плавно и синтаксически правильно отвечать на заданный вопрос полным ответом; использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; закреплению навыков чтения.
  2. Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления; развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, умения ориентироваться в пространстве относительно своего тела и различных предметов, профилактика плоскостопия и нарушения осанки через корригирующую ходьбу.

На данном этапе провожу следующее: дети на «корабле»: (см. фото 1.)

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упр. на фиксированный выдох:

Упр. «Пожарная машина» (иуиуиуиу)

Упр. «Свисток» (сссссссс…)

Упр. на форсированный выдох:

Упр. «Каратист» «Ху!»

Упр. «Дровосек» «Ха!»

Речевая гимнастика «Аудиостарт»: упражнения с движениями:

«Лыжник» (са-со-су-сы-…)

«Китайский болванчик» (ба-бо-бу-бы-…)

Игра «Кот и котенок»

- Покажите, как одни и те же звуки можно произносить по-разному:

- громко (кот рядом)

- тихо (кот далеко)

- высоким голосом (маленький котёнок)

- низким голосом (старый кот)

- хриплым голосом (кот простудился).

Воспитанники: Практическая деятельность. Дыхательная и речевая гимнастики. Практическая деятельность. Работа над силой и высотой голоса. Далее:

Дети «замечают» бутылку в «море», достают из неё карту, изучают её.

На карте изображены 6 островов. Дети узнают маршрут и, следуя ему, «плывут» к ним на своем «корабле» и выполняют задания.

  1. Задание. (Остров «Рифмовок».) Игра «Рифмовки – чистоговорки». Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут, ориентируясь по стрелкам карты, к 1-му острову по ребристой поверхности «трапа». Практическая деятельность. Подбор слов в рифму на развитие фонематического восприятия.
  2. Задание. (Остров «Логики».) Игра «3-ий лишний» на развитие словесно-логического мышления. (см фото 3) Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут, ориентируясь по стрелкам карты, ко 2-му острову, высоко поднимая ноги, перешагивая через дуги (мягкие модули), стоящие на полу. (см фото 2). Ходьба на носочках с высоко поднятыми коленями. Практическая деятельность. Упражнение в составлении сложных предложений с союзами на развитие словесно-логического мышления.
  3. Задание. (Остров «Физминутка») Игра на развитие слухового внимания «Просьба». Игра на развитие зрительного внимания «Числа по-порядку». (см фото 4). Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову», шагая по «валунам» (деревянные «кирпичи»), выполняют движения вместе с педагогом (см фото 5). Практическая деятельность. Дети выполняют движения в соответствии с заданиями логопеда. Дети называют числа по-порядку на время.
  4. Задание. (Остров «Противоположности»). Игра «Наоборот» на активизацию словаря антонимов. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову» по веревочной лестнице, медленно двигаясь друг за другом, выполняют движения вместе с педагогом. Практическая деятельность. Упражнение в подборе и употреблении антонимов.
  5. Задание. (Остров «АБВГДейка»). Игра «Сороконожка» на чтение цепочки слов. Игра «Спрятанные слова» (упражнение на чтение и письмо слов). Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. Дети идут к следующему «острову» по извилисто положенной на ковре толстой веревке, медленно двигаясь друг за другом, выполняют движения вместе с педагогом. Практическая деятельность. Упражнение в чтении слов. Практическая деятельность. Письмо найденных и прочитанных слов. (Игра «Спрятанные слова» (упр. на чтение и письмо слов).
  6. Задание «Найти клад». (Остров «Пиратский клад»). Ребята отправляются дальше по плану маршрута. Практическая деятельность. Корригирующая ходьба. (Ходьба по массажным коврикам, перекатываясь с пятки на носок.) Сюрпризный момент «Клад пирата». Дети находят сундук со спрятанными в нем «сокровищами», рассматривают их, радостно обмениваясь впечатлениями (см фото 6).

Заключительная часть занятия

Цель: подведение итогов.

Задачи:

  1. Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.
  2. Развивать желание делиться своими впечатлениями, закреплять активное поведение и свободное общение.

Подведение итогов. Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами:

-Забирайте жестянку с кладом и пиастры из сундука пирата и подойдите ко мне.

- Вам понравилась наша игра-путешествие?

- Кто запомнил, как она называется?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

- Что показалось трудным?

Далее. Дети: Практическая деятельность. Упражнение в употреблении простых распространённых предложений с прямым и косвенным дополнением.

Затем учитель-логопед сообщает детям:

- Дети, прежде чем мы покинем остров сокровищ, по правилам игры Геокэшинг, мы должны что-то оставить в сундуке пирата для следующих игроков. Предлагаю оставить шишки и семена редких растений. Согласны? (мешочек с шишками и баночка с семенами). Далее логопед сообщает воспитанникам, что необходимо вернуться тем же путем на «корабль» и отправиться в обратное плавание. Дети: Практическая деятельность. Корригирующая ходьба.

Далее: на «корабле» воспитанники выполняют упражнение «Медитация» (маммоммуммым…) на релаксацию и расслабление (Практическая деятельность. Релаксация для снятия напряжения и возбуждения). Логопед сообщает, что они закончили путешествие, прибыв домой, просит детей попрощаться с гостями.

4. Заключение

«Геокэшинг» – командная игра, в ходе которой дети учатся дружно и бесконфликтно взаимодействовать друг с другом, проявлять смекалку, взаимовыручку и лидерские черты характера. Этот метод игры становится актуальным, так как помогает осуществить комплексно-деятельный подход к развитию личности каждого ребенка.

В ходе реализации геокэшинга осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и воспитанников, самостоятельной деятельности дошкольников.

Это направление становится актуальным, так как позволяет вынести обучение за рамки традиционной образовательной деятельности.

Развивается ориентировка в пространстве, мышление, понимание речи, любознательность, наблюдательность и творчество. В ходе игры геокэшинг дети не только активно двигаются, развивают свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, дети самосовершенствуются, узнают новые сведения, обогащающие их представление об окружающем их мире, нравственных ценностях, о важности своего здоровья и здоровья окружающих, учатся правилам безопасного поведения. Таким образом, использование технологии «образовательного геокэшинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, познавательной и речевой активности, настойчивости в выполнении заданий и достижении результата. А самое главное — геокэшинг – это новая для детей игра, которая вызывает положительные эмоции, радостное общение, искренний радушный смех, удивление и восторг, это – весёлые, обучающие соревнования, дающие удовлетворение всем – и педагогу, и детям, и зрителям.

Игру Геокэшинг я использую в проектной деятельности с воспитанниками. Вместе с детьми мы путешествовали в «Страну Этики», искали пиратский клад в «Осеннем лесу».

Закончить хочется словами:

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера»

Д. Дьюи.

5. Список источников

  1. Пидкосистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технология игры в обучении и развитии», учебное пособие- М:МПУ, Рос. агенство-1996г. с.269
  2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. №265.
  3. Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. – 1966. – №3.
  4. Гурьянова Л. С., Гаврилина Л. В. Кондратьева Н. Л. Использование элементов геокэшинга в организации досуговой деятельности старших дошкольников // ДЕТИ РОССИИ ОБРАЗОВАННЫ И ЗДОРОВЫ. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции г. Москва, 16–17 апреля 2009 г. — М.: 2009.
  5. Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста (Учебно-методический комплекс) / авт. -сост.: Л.А. Попова, С.В. Адаменко, Р.М. Литвинова, Т.Г. Олешкевич и др. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2012.
  6. Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокэшинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. — М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год