Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ДОСУГ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Логопедия
Автор: Свинцова Марина Анатольевна Буданова Марина Викторовна   
23.11.2023 17:01

ДОСУГ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речиДОСУГ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ» по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

  • Учитель — логопед, педагог — психолог: Свинцова М. А.,
  • учитель — логопед: Буданова М. В.

Дети входят в зал под спокойную русскую народную мелодию и встают полукругом.

Л о г о п е д. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте подарим гостям волшебное слово «Здравствуйте!» Теперь улыбнемся и подарим всем радостное настроение!

Ребята, а вы любите сказки? Сегодня мы отправимся путешествовать по русской народной сказке.

 

Скачать конспект

С к а з о ч н и ц а. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Расскажу я вам сегодня, ребята, сказку про смекалистого мужика и ленивого медведя. (Показывает иллюстрации на экране.)

Жил-был в одной деревне мужик. Семья у него большая была: полон дом детей. Мужик, чтобы прокормить столько ртов, где только мог, там и сажал огород. Взял себе самый дальний огород, что около опушки леса. Туда из селян никто идти не хотел. Говорят, что медведь там баловал. А мужик по весне собрался да и пошел горох сеять. Дорога дальняя до поля. Идет мужик да примечает, что по дороге встречает.

Л о г о п е д. Ребята, сделайте большой круг, давайте узнаем, что встречает мужик по дороге.

Игра «Тропинка»

Дети, маршируя, идут за ведущим. На слово педагога «Копна!» они берутся за руки и встают в тесный кружок; на слово «Дерево!» — останавливаются и поднимают руки; на слово «Кустик!» — приседают.

Дети садятся.

С к а з о ч н и ц а. Только мужик поле вспахал, как выскочил из лесу медведь да как заревет: «Зачем к моему лесу пришел? Съем тебя или отдавай мне половину урожая!» А мужик хитрый был и отвечает: «Отдам тебе половину урожая. Только ты что себе возьмешь — вершки или корешки?» Почесал медведь голову, подумал да и говорит: «Возьму себе корешки!» На том и порешили.

Игра «Вершки – корешки»

Дети раскладывают овощи на две группы «Вершки» и «Корешки».

С к а з о ч н и ц а. Мужик посадил горох. Медведь все лето вокруг поля ходит, смотрит: хорошо ли растет горох.

Л о г о п е д. Давайте и мы проверим, как растёт горох

Чистоговорка «X—Х"»

Ох-ох-ох — посадили мы горох. Дети прикасаются указательными пальцами к большим.

Ха-ха-ха — угостим им петуха. Сжимают и разжимают пальцы.

Хи-хи-хи — подрались петухи. Стучат кулаками по коленям.

Оху-оху-оху — так хочется гороху. Хлопают в ладоши.

С к а з о ч н и ц а. Мужик тоже про гороховое поле не забывает. Как в лес за грибами пойдет, так на поле и заглянет! А если с медведем встретится, об урожае побеседует. А мишка к нему в корзину заглянет, много ли грибов насобирал, выспрашивает, где каких грибов больше. Мужик все-все ему расскажет:

Р е б ё н о к.

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку — березовики,

По сосновым пням — опеночки,

А под елкой — белый гриб-боровик.

Русская детская песенка

Л о г о п е д. Отгадайте, какие грибы собирал мужик.

Загадки о грибах

1-й р е б ё н о к.

Этот гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На голову надет

Ярко-красный берет.

(подосиновик)

2-й р е б ё н о к.

Этот грибок –

Берёзы сынок.

Кто его найдёт,

Всяк в лукошко кладёт.

(подберёзовик)

3-й р е б ё н о к.

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой

Очень дружные ребята,

Называют нас …

(опята)

4-й р е б ё н о к.

Крепкий маленький грибок,

Маслянистый, как блинок.

(маслёнок)

5-й р е б ё н о к.

Этот гриб красивый, красный,

Но поверьте, он опасный.

(мухомор)

6-й р е б ё н о к.

Очень бледная на вид,

Яд опаснейший таит.

(бледная поганка)

Л о г о п е д. А какие грибы не положил мужик в корзину?

Дети отвечают.

Стихотворение с движениями «Где вы были?» (Русская народная потешка)

Дети ведут диалог с педагогом.

Л о г о п е д. Ножки, ножки, где выбыли?

Д е т и. За грибами в лес ходили /Ходят на месте. /

Л о г о п е д. Что вы, ручки, роботали?

Д е т и. Мы грибочки собирали. /Приседают и «собирают грибы». /

Л о г о п е д. А вы глазки помогали?

Д е т и. Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели. /Смотрят из-под руки, поворачи-ваясь вправо и влево. /

Вот и Ванюшка с грибком,

С подосиновичком! /Сжимают пальцы одной руки в кулак и прикрывают его сверху ладонью другой. /

С к а з о ч н и ц а. Незаметно лето пролетело. Наступила осень.

Входит Осень.

О с е н ь.

Здравствуйте, друзья!

В день осенний,

В день чудесный

Рада вас увидеть я.

Я – Осень золотая,

Поклон вам мой друзья!

Давно уже мечтала

О встрече с вами я.

Л о г о п е д.

Ах, какая у нас осень!

«А, какая?» — мы вас спросим.

Игра «Украсим словами»

Дети подбирают слова – признаки к именам существительным.

Погода осенью, какая? (Дождливая, туманная, хмурая, ветреная, золотая, разноцветная, яркая, ясная, тёплая, холодная.)

Л о г о п е д. Ребята, давайте, почитаем для нашей гостьи стихи про осень.

Р е б ё н о к.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

М. Ивенсен

Р е б ё н о к.

Закружила осень

Рыжие метели,

Золотые листья

С кленов полетели,

Закружился листьев

Пестрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лед.

Т. А. Шорыгина

Танец с листочками и песня.

Исполняют дети.

С к а з о ч н и ц а. Собрал мужик горох. Пришел медведь урожай делить. Мужик целый воз гороховых стручков наложил, а медведю только стебельки да корешки оставил. Недоволен косолапый, а делать нечего — сам на корешки согласился. А мужик отвез горох на гумно, молотит и приговаривает:

Р е б ё н о к.

— Чу-чу-чу!

Я горох молочу,

Молочу на гумне,

Пришла курочка ко мне:

— Дайте горошку

Петушку немножко!

С к а з о ч н и ц а. Мужик не жадный, угостил горохом и курочку и петушка.

Л о г о п е д. А давайте мы поиграем с петушком.

Игра «Горошина» (Н. Френкель)

Дети встают в круг, в центре которого стоит «петушок», и, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод.

По дороге Петя шел, / «Петушок» движется внутри круга противоходом. /

Он горошину нашел /На слово «нашел» он задевает ребенка, оказавшегося рядом с ним. Тот становится «горошиной». /

А горошина упала, /Дети останавливаются и поднимают руки. /

Покатилась и пропала. / «Горошина» выбегает из круга и бежит за кругом. «Петушок» стоит и притопывает ногой. На слово «пропала» «горошина» прячется за одним из детей. /

Ох, ох, ох, ох! / «Петушок» кружится на одном месте, помахивая крыльями, как бы ищет горошину. Дети, держась за руки, постепенно приседают все ниже и ниже. «Горошина» приседает вместе с ними, прикрывая руками голову, как листочками.

Где-то вырастет горох? / «Горошина» постепенно поднимается, плавно раскрывая руки.

На последние слова все дети встают и поднимают сцепленные руки. «Петушок» выходит из круга и гонится за «горошиной». Они то забегают в круг через поднятые руки детей, то выбегают из него. «Петушок» старается ее поймать, пока «горошина» не обежала полный круг. /

С к а з о ч н и ц а. На следующий год мужик опять вспахал поле. А медведь его уже ждет. «Теперь, — говорит мишка, — я умный. Теперь я возьму вершки, а ты бери корешки». Мужик согласился, а сам посадил репу. Медведь вокруг поля ходит, любуется-удивляется — до чего ж густа ботва у репы. Мужик тоже на поле заходит, на репу смотреть. Опять осень настала.

О с е н ь.

Все кругом я нарядила,

Темный лес озолотила!

Стало в нем светло, как днём,

Листья там горят огнём!

Игра «Да — нет»

Осень читает рифмованные вопросы, и соответственно смыслу дети дают положительные или отрицательные ответы.

О с е н ь. Вспомните приметы осени и дайте правильный ответ: «Да или нет».

Осенью растут цветы? (Нет.)

Осенью растут грибы? (Да.)

Тучки солнце закрывают?

Жаркий ветер прилетает? (Нет.)

Туманы осенью плывут? (Да.)

Ну, а птицы гнезда вьют? (Нет.)

К нам букашки прилетают? (Нет.)

Звери норки закрывают? (Да.)

Урожай все собирают? (Да.)

Птичьи стаи улетают? (Да.)

Часто-часто льют дожди? (Да.)

Достаем мы сапоги? (Да.) Солнце светит очень жарко? (Нет.)

Можно детям загорать? (Нет.)

Ну, а что же надо делать —

Шорты, шляпки надевать? (Нет.)

Или лучше в теплой куртке

Погулять по переулку? (Да.)

Осень, осень, подожди,

Ты от нас не уходи.

Ведь холодная зима

Нам пока что не нужна.

Да? Да!

Л о г о п е д. Ребята, а какие подарки нам осень принесла? (Овощи и фрукты.). А какие овощи самые полезные?

СЦЕНКА «СПОР ОВОЩЕЙ»

Ведущий

Урожай у нас хорош,

Уродился густо.

И морковка, и картошка.

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

и серьёзный спор.

Все

Кто из нас из овощей

И вкуснее и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Ведущий

Выскочил горошек,

ну и хвастунишка.

Горошек

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

Ведущий

От обиды покраснев,

свёкла проворчала:

Свёкла

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свёклы нету.

Капуста

Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

пироги капустные.

Зайчишки-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

кочерыжкой сладкой.

Огурец

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится конечно!

Редиска

Я – румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем.

Морковь

Про меня рассказ недлинный

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку,

Будешь ты всегда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Ведущий

Тут надулся помидор

И промолвил строго:

Помидор

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Ух, конечно, сок томатный.

Все

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Ведущий

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще

И тогда, как верный друг,

К вам придёт зелёный …

Все

Лук!

Лук

Я – приправа в каждом блюде,

И всегда полезен людям.

Угадали? Я – ваш друг!

Я – простой, зелёный лук!

Картошка

Я – картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым.

Баклажан

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна!

Ведущий

Спор давно кончать пора!

Спорить бесполезно.

(Стук в дверь. Входит доктор Айболит)

Ведущий

Кто-то, кажется, стучит.

Это – Доктор Айболит!

Айболит

Ну, конечно это я!

О чём спорите, друзья?

Все

Кто из нас, из овощей.

И вкуснее и нужней!

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить

Все, без исключения –

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее,

Кто из вас важнее!

С к а з о ч н и ц а. Опять поделили урожай медведь и мужик. Мишка опять недоволен: хоть и много вершков, да все они невкусные — трава и есть трава. А мужик всю зиму на печи лежит да репку пареную ест.

На следующую весну медведь мужику говорит: «Не обманешь ты меня больше! Хочу в этот раз корешки зимой есть!» Мужик опять согласился, а сам засеял поле рожью.

Чтобы лучше она росла, попросил мужик дождик хорошенько поливать поле:

Р е б ё н о к.

Гром греми по горам;

Подними тарарам,

Курдюки развяжи

Над полосками ржи,

Чтобы стебель был высок,

Золотился колосок!

Дагестанская народная песенка

Танец с зонтиками. Дети танцуют.

С к а з о ч н и ц а. Дождик рожь поливает, солнце согревает, ветерок обдувает — рожь и поспевает.

Л о г о п е д. Приготовили ладошки.

Упражнение на развитие координации движений «Колоски»

По весне поле вспахали, /Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга. /

Зерном поле засевали. /Прикасаются пальцами одной руки к ладони другой и отводят руку в сторону ( «сеют»). /

Солнце припекает, /Перекрещивают ладони, раздвинув пальцы, и поднимают руки ( «солнце»). /

Землю согревает. /Опускают руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу. /

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они. /Сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки. /

Ветер налетает,

Колоски качает. /Покачивают руками над головой. /

Вправо пригнулись,

Влево качнулись. /Наклоняют корпус и руки вправо, влево. /

С к а з о ч н и ц а. А когда осень настала, приехал мужик жать, а уж медведь его дожидается.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а вершки-колоски наклал на воз и увез домой, обмолотил, намолол муки и испек пирог.

Л о г о п е д.

Пальчиковая игра «Пирог»

Мы спросили нашу печь: /Дети ставят руки «полочкой» и покачивают ими. /

— Что сегодня нам испечь? — /Вытягивают руки вперед. /

Печку мы спросили, /Поворачивают ладони вверх-вниз. /

Тесто замесили. /Мнут руками бедра. /

Тесто скалкой раскатали,

Раскатали — не устали, /Гладят ладонями ноги. /

Начинили творогом

И назвали пирогом! / «Пекут пироги» (то одна рука сверху, то другая). /

С к а з о ч н и ц а. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

А как вы думаете, ребята, правильно ли поступил мужик с медведем?

Дети отвечают.

Помните поговорку: «Кто не работает — тот не ест».

О с е н ь. Ребята, вы хорошо сегодня потрудились, все задания выполнили, и я хочу преподнести вам угощение.

Осень раздаёт угощение, прощается и уходит.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год