Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.
Логопедия
Автор: Лешукова Алина Михайловна   
12.12.2023 21:21

Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.Речевое и физиологическое дыхание. Особенности формирования и развития у детей с речевой патологией.

Дыхание — совокупность процессов, результатом которых является потребление кислорода и выведение углекислого газа живыми организмами. Данный процесс непроизвольный и контролируется дыхательным центром в продолговатом мозге.

То есть — это процесс газообмена тканями. Это физиологическое дыхание — мы о нём не думаем, не контролируем, оно происходит рефлекторно. Иногда сознательно мы можем им управлять.

Дыхание — это работа диафрагмы. Диафрагма является одним из основных органов дыхательной системы.

Диафрагма имеет форму купола и разделяет органы на две части: лёгкие, сердце и печень, селезёнка, почки.

Если диафрагма работает неправильно, то это может привести: к опущению почек, неполной работе лёгких, гипертонии, застоям в печени и м.д.

 

Скачать брошюру

Диафрагмальное физиологическое дыхание жизненно показано не только для детей, но и для взрослых. При не особо правильной работе диафрагмы нарушается кровоток.

Диафрагма представлена мышечным каркасом, на котором сверху лежат лёгкие. Через хрящевые образования внутри диафрагмы проходят сосуды. Сама диафрагма крепится внизу к последней неполной рёберной паре и позвоночнику.

На вдохе диафрагма опускается вниз, а на выдохе поднимается. Такие движения осуществляются диафрагмальным нервом.

Диафрагмальный нерв идёт от 3 4 5 шейного позвонка, проходит между лёгким и перикардом сердца и веточки расходятся по диафрагме.

Если нерв заблокирован на уровне шеи или пережат внутренними органами, то активизация диафрагмы снижена. Чтобы мышцы диафрагмы лучше работали, нужно подключать специальные упражнения для включения диафрагмы в дыхательный процесс.

Также активно в процессе дыхания участвуют межрёберные мышцы. Этот большой мышечный каркас удерживает грудную клетку и позволяет ей во время вдоха расширятся, а во время выдоха сужаться. Движения диафрагмы снизу вверх и движения рёберно-мышечного аппарата из стороны в сторону сокращают и расширяют лёгкие. Именно эти органы участвуют в закачке и выталкивании воздуха в лёгких.

Выделяют несколько типов дыхания:

а)верхнее-ключичное (в работу включены только верхние доли лёгких);

б)среднее-грудное или межрёберное (включены средние доли лёгких);

в)нижнее-брюшное или диафрагмальное (активно вовлечена диафрагма и все отделы лёгких).

Правильное диафрагмальное дыхание присутствует у всех детей в 1-ый год жизни. Дети рождаются с активно работающей диафрагмой (т. к. рёберно-мышечный аппарат ещё слабый). Дыхание идёт в животик, но оно неритмичное, т.к. идёт дозревание дыхательного центра. С 6-и лет у девочек должен преобладать грудной тип дыхания, а у мальчиков — брюшной. Такие особенности заложены природой, так как у будущих женщин проявляются физиологические особенности (природой предполагается, что женщина будет вынашивать ребёнка). Так как матка с ребёнком растёт и подпирает диафрагму, диафрагме становится тяжело работать и формируется другой тип дыхания.

Но, на практике и у мальчиков формируется верхнее-ключичное дыхание, в лучшем случае межрёберное, животик включается крайне редко. Это обособлено скудным физическим развитием и недостаточным развитием крупной моторики (движения тела).

Без хорошо сформированной крупной моторики невозможно выйти на работу более дифференцированных тонких движений (это не только кисть и артикуляционная моторика, но и тонкие мышцы голосового и дыхательного аппарата). Всё идёт от большого к мелкому. Поэтому развитие детей должно быть равномерным.

Перекос в сторону умственного и ментального развития, игнорирование физического развития не должны быть свойственны дошкольникам. Активная физическая жизнь, большое количество подвижных игр, а не время за телефоном — вот первая главная рекомендация для родителей.

Движение и дыхание — две основные двигающие силы в развитии ребёнка. Дыхание меняется во время подвижной игры и активизируются все подкорковые центры (именно через физическую нагрузку и через изменение дыхания). Так же идёт насыщение крови кислородом, включается активно диафрагма.

ПОЭТОМУ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

  • убирайте детей от мониторов
  • больше с детьми бегайте, прыгайте, скачите, ходите на голове:)

Тем более, если Ваш ребёнок заикается. Заикание на пустом месте не возникает. Заикание — это нарушение речевой координации. За координацию в целом отвечает мозжечок. Мозжечок созревает через движение.

БОЛЬШЕ

ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ!

Вернёмся к особенностям дыхания у детей с речевой патологией:

  • дыхание поверхностное
  • межрёберное или верхнее-ключичное дыхание (диафрагма выключена)
  • неустойчивый ритм (прерывистое, неритмичное)
  • легко нарушается при эмоциональной нагрузке
  • объём лёгких меньше возрастной нормы (характерны вздёрнутые плечики, объём движений рук ограничен);
  • выдох слабый, прерывистый.

ДЫХАНИЕ ЕСТЬ 2-УХ ВИДОВ

Физиологическое дыхание — рефлекторное, т.е. непроизвольное. Данный вид дыхания осуществляется через нос (нос — орган дыхания). При дыхании через нос воздух очищается, увлажняется, согревается. Цикл физиологического дыхания: вдох — выдох, пауза (равны по протяжённости). Голосовые связки разомкнуты, т.е. находятся в покое.

Речевое дыхание — это всегда произвольное дыхание, потому что мы начинаем дышать по-другому только в момент речи. Данный вид дыхания ротоносовой (нос включён в работу, но носовые отверстия меньше, чем ротовое, поэтому поступление воздуха через нос ничтожно мало в момент речи, основное — через рот). Ртом вдох и ртом выдох. Вдох короткий, а выдох плавный и протяжённый.

С точки зрения анатомии, физиологии, физики и здравого смысла речевое дыхание — это ротовое дыхание

Речевое дыхание — эта та движущая сила, которая запускает голосовой аппарат и является основой звучащей речи.

Оно обеспечивает правильное звучание звуков, мелодику и выразительность речи.

Оно носит произвольный характер и может меняться в зависимости от смысла высказывания и психо-эмоционального состояния человека.

Речевое дыхание формируется на базе правильного физиологического диафрагмального дыхания. Сначала формируется физиологическое дыхание, потом речевое вместе с дифференциацией этих двух видов.

Составила Учитель — логопед Лешукова Алина Михайловна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — "Детский сад № 8 "Лесная сказка" Архангельска область Г. Северодвинск

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год