Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»
Логопедия
Автор: Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна   
20.12.2023 12:40

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры при взаимодействии воспитателей и учителя — логопеда»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида» (Детский сад № 12), Свердловская область, город Каменск-Уральский,

Авторы: педагоги Попова Елена Владимировна Корякова Наталья Васильевна

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и возникают препятствия в усвоении родного языка, его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава.

Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими. Несформированность средств общения может быть главной причиной неблагоприятных отношений в группе сверстников. Личность детей с патологией речи формируется в условиях своеобразного развития вследствие имеющегося дефекта.

 

Своевременное развитие речи является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Задержка проявления речевого общения, бедный словарный запас, и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка.

Не развитая диалогическая речь отрицательно влияет на способность детей к обучению и полноценной социальной адаптации, так как полноценная социальная адаптация невозможна без способности к диалогическому общению.

Цель проекта: Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме проекта.
  • Создать педагогические условия для реализации проекта.
  • Разработать технологию логопедической работы по развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
  • Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами и родителями в условиях ДОУ.
  • Подобрать дидактический материал для использования в логопедической работе по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
  • Анализ результативности, перспективность проекта.

Проект является практико-ориентированный, включает в себя тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса, основан на принципах современной педагогики: 1) деятельностный подход, 2) принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены.

В проекте используются методы и приемы:

  1. игра (дидактическая, подвижная, сюжетно-ролевая, режиссерские, драматизацию;
  2. передача литературных текстов по ролям.
  3. инсценировка стихов, произведений УНТ

Результат реализации проекта:

В качестве критериев сформированности диалогической речи у дошкольников выступили следующие навыки:

  • владение речевым этикетом
  • запрос информации
  • реплицирование
  • составление диалога.

Проект способствовал развитию диалогической речи у детей с ОНР.

Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшились количество логических ошибок в составлении диалогов.

В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников наладились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Основные направления коррекционной логопедической работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г. Рузской, является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение диалогической речи протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и т.д. Данный метод является самым естественным методом приобщения детей к диалогу, поскольку стимулом к участию в разговоре служат коммуникативные мотивы.

На специальных занятиях по развитию диалогической речи используется прием подготовленной беседы. Подготовленная беседа направлена на то, чтобы научить детей выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника, а так же отработать произносительные и грамматические навыки, уточнить смысл известных слов.

В беседе педагог:

  1. уточняет и упорядочивает опыт детей;
  2. воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;
  3. приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;
  4. учит просто и понятно излагать свои мысли.

Чтобы беседа проходила живо и доставляла радость, детям читают веселые стихи, сказки, рассматривают с ними картинки. Целью беседы в данном случае является не проверка знаний детей, а обмен чувствами, представлениями, переживаниями, высказывание собственного мнения, рассуждения.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания.

Последние исследования физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности ребенка. Игры с успехом могут применяться не только на занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

  1. любую игру (дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое взаимодействие, обмен высказываниями;
  2. передачу литературных текстов по ролям.

Литературные произведения дают детям наилучшие образцы диалогического взаимодействия. Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировке стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога. Народная педагогика создала множество небылиц, потешек

  1. Подвижные игры с текстом, содержащие диалог.
  2. Дидактические игры, или игры с правилами, могут оказать большое положительное влияние на развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом.
  3. Игра-драматизация – является благодатным полем для закрепления и формирования диалогических умений

Творческой игрой детей, в которой они активно упражняются в диалоге, являются игры-инсценировки.

4. Игры-инсценировки – это свободный пересказ литературных произведений по ролям. Ценность таких игр состоит в том, что в них сочетаются репродуктивные реплики, заимствованные из текста произведения, и проективные, «придуманные» и оформленные ребенком самостоятельно. Ценность игр-инсценировок и в том, что дети черпают формы разнообразных реплик из литературного образца, подражая которым они их присваивают, вкладывают их в свой активный речевой багаж.

5. Режиссерские игры – разновидность игр-инсценировок по мотивам литературных произведений. В этих играх ребенок может «озвучить» роли нескольких персонажей один или с товарищем.

Все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении.

Коррекционная задача. Научить играть в сюжетно-ролевые игры, планировать сюжет, брать на себя роль, активизировать речь, диалог — непосредственную, природную форму речи человека.

Предполагаемый результат:

Благодаря целенаправленной работе по речевому развитию у детей с ОНР уменьшится количество логических ошибок в составлении диалогов.

В результате проведения комплексно-игровых занятий по данной теме у большинства воспитанников улучшится взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.

Участники проекта — дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Проект может использоваться учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп для детей с речевым заключением ОНР.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год