Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Артикуляционная биоэнергопластика, дыхательная кинезиология
Логопедия
Автор: Гаденова Надежда Анатольевна   
25.12.2023 12:49

Артикуляционная биоэнергопластика, дыхательная кинезиологияАртикуляционная биоэнергопластика, дыхательная кинезиология

(из опыта работы)

Учитель-логопед: Гаденова Н.А.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое, поэтому нужно задействовать в работу два полушария мозга.

И одним из методов развития межполушарных связей является биоэнергопластика, который можно применять при развитии артикуляционного аппарата. Что является очень важным при коррекции звукопроизношения.

 

Термин биоэнергопластикасостоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.

Для коррекционной работы этот метод является наиболее значимым. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Преимущества биоэнергопластики:

  • Оптимизирует психологическую базу речи.
  • Улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам.
  • Способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
  • Синхронизирует работы над речевой и мелкой моторикой, сокращает время занятий, усиливает их результативность.
  • Позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

  1. этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.
  2. этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.
  3. этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука, движения должны стать раскрепощенными и плавными. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения с одновременным движением обеих рук в перчатках. Они имитируют, повторяют движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений.
  4. этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку или шуточные стихотворения, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластикиспособствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, а также развивает межполушарные связи.

Дыхательная кинезиология

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Целью кинезиологических упражнений является:

  • Развитие межполушарного взаимодействия;
  • Развитие межполушарных связей;
  • Синхронизация работы полушарий;
  • Развитие мелкой, средней, крупной моторики;
  • Развитие умственных способностей;
  • Развитие памяти, внимания;
  • Развитие речи;
  • Развитие логического мышления;
  • Устранение дислексии;

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед НОД в качестве организующего звена, которое настраивает детский организм на плодотворную работу.

Дыхательные упражнения выполняются для улучшения ритмики организма, развивают самоконтроль и произвольность.

1. «Ныряльщик»

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

2. «Часики».

Часики вперед идут. За собою нас ведут.

И. п. — стоя, ноги слегка расставлены.

  1. — взмах руками вперед — «тик» (вдох);
  2. — взмах руками назад — «так» (выдох). (12 раз.)
  3. «Петушок».

Крыльями взмахнул петух. Всех вас разбудил он вдруг.

И. п. — о. с.

  1. — поднять руки в стороны (вдох);
  2. -хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох). (6 раз.)
  3. «Насос».

Накачаем мы воды, чтобы поливать цветы.

И. п. — о. с.

  1. — наклон туловища в правую сторону (вдох);
  2. — руки скользят, при этом громко произносить звук «с-с-с» (выдох).

(12 раз.)

5. «Ежик».

Ежик добрый, не колючий, посмотри вокруг получше.

И. п. — о. с.

  1. — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом;
  2. — поворот головы влево — выдох через полуоткрытые губы. (8 раз.)
  3. «Регулировщик».

Верный путь он нам покажет, повороты все укажет.

И. п. — ноги на ширине плеч.

  1. — правая рука вверх, левая рука в сторону (вдох через нос);
  2. — левая рука вверх, правая рука в сторону (выдох с произнесением звука «р-р-р»). (8 раз.)

Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

Кинезиологическиеупражнения помогают справиться с такими трудностями как:

  • моторное отставание
  • снижение концентрации внимания и памяти
  • проблемы с речевым развитием
  • повышенная утомляемость.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год