Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование приемов песочной терапии в работе учителя-логопеда
Логопедия
Автор: Сапожникова Эльмира Миннерашитовна   
29.12.2023 11:02

Использование приемов песочной терапии в работе учителя-логопедаИспользование приемов песочной терапии в работе учителя-логопеда

Работа учителя-логопеда направлена на коррекцию недостатков в развитии детей, на индивидуально-ориентированную педагогическую помощь с учетом особенностей их психического и физического развития. Для достижения наиболее качественного результата, все чаще применяют помимо традиционных методов логопедического воздействия нетрадиционные методы терапии, которые помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, изо-, воско-, кристаллотерапия и другие). Но одним из наиболее актуальным и эффективным, намойвзгляд, методом является песочная терапия. Поскольку стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, можно активизировать соседние зоны, отвечающие за речь.

 

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком, как процесс естественной деятельности ребенка, известен с древних времен. Однако нужно отметить, что использование песочной терапии в работе с детьми является недостаточно изученным явлением.

Отличие песочной терапии (Sandplay) от других психотерапевтических форм в том, что она позволяет клиенту создавать мир, который обеспечивает ему путь к его сокровенным мыслям и чувствам. Этот мир можно рассматривать, ощущать, испытывать, изменять, обсуждать и фотографировать. [6]

Песочная терапия широко используется не только психологами, психотерапевтами, но и педагогами, дефектологами, социальными работниками, поэтому существует несколько направлений Sandplay. Так как возможности метода расширяются, появляются многочисленные модификации и формы. На международной конференции в Сан-Франциско (1995), была принята следующая классификация: Sandplay с большой буквы «S» — классическая форма юнгианской песочной терапии, со свойственной ей теоретической базой и методологией; sandplay с маленькой «s» — различные модификации метода (песочная терапия в контексте арт-терапии, сказки на песке, дидактические программы на песке, медитации на песке). [7]

Модификация sandplay — это развивающие игры в песке, ориентированные на разные задачи. [6]Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. [3]

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... [4]

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства. [5]

Основные преимущества использования приемов песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми:

  • развивается тактильно-кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями (тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее — холодное, сухое — мокрое, гладкое — острое, твердое — мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения);
  • существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге — это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);
  • стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность (песок обладает свойством поглощать негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека);
  • расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения (когда ребенок играет с песком, он говорит о своих ощущениях, он проговаривают то, что у него получилось, подражает героям, вступают в диалог);
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас — речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, учитель-логопед может сделать традиционную методику по работе над звуковой культурой речи, над фонетико-фонематической стороной речи, развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи более интересной, увлекательной и продуктивной 8.

Таким образом, ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект: во-первых, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а во-вторых, более интенсивно и гармонично происходит развитие психических функций и познавательных процессов.

Список использованной литературы

  1. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2011 — № 1. — с.34-40
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М.Практикум по креативной терапии. — СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. — 400с
  3. Мариелла Зейц Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] — М.: ИНТ, 2010 — 94c
  4. Мешавкина Татьяна Федоровна статья: Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками
  5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006. — 176с.
  6. Сакович Н. А. История и современные тенденции песочной терапии / Н. А. Сакович // Вестник Практической Психологии Образования. – 2007. — №2 (11). – С. 94 — 97c
  7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2010. – 294с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год