Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование правильного дыхания как залог чистой речи
Логопедия
Автор: Чернецова Наталья Юрьевна   
30.12.2023 18:18

Формирование правильного дыхания как залог чистой речиФормирование правильного дыхания как залог чистой речи

Чернецова Наталья Юрьевна, учитель-логопед высшей категории, Почетный работник общего образования РФ

При обследовании детей выявлено: более чем у половины нарушено носовое дыхание – аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия небных миндалин 2 – 4 степеней. Все это осложняет и нарушает правильное носовое дыхание. Дети, с подобными проявлениями, дышат с приоткрытым ртом, делая вдох и выдох через рот.

Дышать надо через нос. Нет правила проще этого. Ученые напрямую установили связь между способом дыхания и успешностью в развитии. От того, как правильно дышит ребенок, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.

На дефекты родители, как правило, не обращают внимания. Но даже незначительная неисправность носового дыхания вредно отражается на всем организме ребенка.

 

В 1 минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов. Весь этот выдыхаемый воздух должен пройти через нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, каким он необходим организму. Дышать через рот вредно!

Во – первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше. Работают только верхние отделы легких. Организм не получает достаточно кислорода.

Во – вторых, изменяется голос, нарушается речь, появляется гнусавость голоса, монотонность речи. Ребенку трудно прожевывать пищу. Из – за «плохого носа» притупляется обоняние. У ребенка пропадает аппетит. В процесс вовлекаются зубы. Может развиться кариес.

В — третьих, Застаивается жидкость, омывающая мозг. В ней накапливаются вредные для нервной системы вещества. Поэтому дети, которые дышат ртом, раздражительны, плаксивы, рассеяны, вялы, быстро истощаемы.

Понаблюдайте за ребенком, если у него постоянно обветрены губы, покрыты трещинами – это первый признак того, что ребенок дышит неправильно. Дыхание можно и нужно тренировать. Вот несколько несложных для ежедневного применения упражнений, которые разовьют навыки правильного дыхания у вашего ребенка и, соответственно, укрепят его здоровье.

Упражнения:

№ 1. Закрыть рот на «замок». Дышать через нос.

№ 2. Громко произносить звуки: Б, В, Ж, М, П, Т, Ф, Ш. (поочередно).

№ 3. Предложите ребенку 5 – 6 раз вдохнуть и медленно выдыхать, закрыв рот, при этом кисти рук положить на шею сзади или на верхнюю часть живота.

№ 4. Правую ноздрю закрыть пальцами правой руки и медленно вдохнуть через левую и наоборот.

Упражнение после аденотомии:

№ 5. Перед сном приготовить стакан теплой воды. При полоскании произносить АААААА…… затем звук ОООО… Упражнение произносить до тех пор, пока не закончится вода в стакане.

№ 6. Контрастное умывание: температура воды: от +34 до + 40 градусов – от +19 до + 20 градусов.

Воздух.

Ежедневно ребенок пропускает через свой легкий воздух больше, чем масса потребляемой воды и пищи ребенком.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения пришли к выводу, что загрязнение воздуха является главным фактором риска для здоровья населения, тем более для детей.

Воздух в помещениях в 4 – 6 раз грязнее наружного и 8 – 10 раз токсичнее.

В воздухе помещений содержатся естественные аллергены: бактериальные, грибковые и т.д. табачный дым, органические и неорганические вещества. Поэтому дыхательные упражнения лучше всего проводить на свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате.

Комплексы упражнений

при нарушении носового дыхания:

Комплекс №1:

  1. Встать, закрыть рот. Одну половину носа плотно зажать пальцем, дыхание производить поочередно 4 – 5 раз через каждую половину носа.
  2. Встать, ноги на ширине плеч. Руки медленно поднять вперед и вверх ладонями внутрь – вдох, опустить руки вниз – выдох. До 5 раз.
  3. Встать. Вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую. 5 – 5 раз через каждую половину носа.
  4. Встать. Ноги поставить вместе. Зажать нос пальцами. Не спеша, громко считать до 10. Закрыть рот. Сделать глубокий вдох и полный выдох. Повторить 5 – 6 раз.
  5. Закрыть рот Сделать вдох. На удлиненном выдохе произносить звук М. (до 8 раз).
  6. Встать. Подняться на носки – вдох. Присесть – выдох.
  7. Встать. Поднять руки вверх и отставить одну ногу назад – вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. То же самое повторить, отставив другую ногу.
  8. Ходить в течение 2 – 3 минут, постепенно удлиняя фазу выдоха. Раз, два – вдох. Три, четыре, пять, шесть – выдох. И т.д. Дышать через нос.

Комплекс №2.

Во время упражнений дышать только через нос.

  1. Стоя, глубоко вдохнуть носом. Ноздри раздуты и напряжены. Живот выпятить, выдыхать медленно через рот, живот втянуть.
  2. Стоя, глубоко вдохнуть носом. Ноздри раздуты и напряжены. Живот выпятить. Затем наклониться вперед, руки опустить – выдох.
  3. Сидя, глубоко вдыхать носом. Выдох через нос.
  4. Раскрыть рот, напряженный кончик языка поставить на альвеолы, затем медленно кончиком языка проводить по небу, в направлении маленького язычка «маляр».
  5. Раскрыть рот, оттянуть язык назад к гортани, кончиком языка скользить по к нижним зубам, затем поднять на альвеолы, скользить по небу к маленькому язычку
  6. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем загнуть язык, как бы стараясь коснуться его кончиком маленького язычка.
  7. Раскрыть рот, как можно ниже высунуть язык, затем втянуть язык в ротовую полость, накрыв им горло.
  8. Осторожно выдвигать вперед нижнюю челюсть, губы напряжены, верхняя губа приподнята.
  9. Двигать нижней челюстью влево – вправо.
  10. Вытянуть губы как можно дальше «Трубочка».
  11. Оскалиться, губы и мышцы шеи напрячь, показать зубы «Улыбка».
  12. Надуть обе щеки, плотно сомкнув зубы. Размыкать щеки с причмокиванием.
  13. Надуть щеки поочередно: правую, левую.
  14. Надуть верхнюю губу.

Комплекс №3.

Во время упражнений дышать только через нос.

  1. Широко раскрыть рот – зевание. Затем «глотнуть» — верхнее небо смыкается с задней частью языка.
  2. Широко раскрыть рот, глубокий вдох, закрыть рот, проглотить.
  3. Широко раскрыть рот.
  4. Рот закрыт, язык оттянут назад к гортани. Кончик языка скользит к нижним зубам, затем поднять его на альвеолы, скользит по небу к маленькому язычку.
  5. Кончик языка поставить на нижние передние зубы, упираясь в них, выгнуть переднюю часть языка.
  6. Рот раскрыть. Загнуть кончик языка за верхние альвеолы – не касаясь верхних зубов.
  7. Смыкать и размыкать челюсти. Руками контролировать движение челюстей.
  8. Губы вытянуть вперед, как можно дальше. «Трубочка».
  9. Губы и мышцы шеи напрячь. Показать зубы. «Улыбка» Чередовать.
  10. Выполнять «кривую» улыбку влево – вправо.
  11. Втягивать щеки.
  12. Надувать и втягивать щеки, не открывая рта.
  13. Как можно шире открыть рот.
  14. Набрать воздух, «задуть» его в уши – само продувание.

Органы дыхания, наряду с основной биологической функцией газообмена, осуществляют также голосообразующую и артикуляторную функции. Развитие речевого дыхания у ребенка в онтогенезе происходит одновременно с развитием речи и завершается приблизительно к 10 годам.

Речевое дыхание – система произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи.

Формирование речевого дыхания предполагает выработку воздушной струи, что считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Система логопедической работы по формированию воздушной струи базируется на выработке у детей основных противопоставлений воздушной струи:

  • Широкая воздушная струя (шипящие) – Узкая (свистящие);
  • Теплая (шипящая) – Холодная (свистящие);
  • Слабая – Сильная;
  • Рассеянная – Направленная.

Известно, что звуки произносятся на фазе выдоха.

При произнесении одних воздушная струя слабая, звуки произносятся коротко (смычные взрывные и смычные щелевые).

Сонорные звуки и щелевые требуют сильной, длительной воздушной струи.

При произнесении звуков позднего онтогенеза требуется направленная воздушная струя.

Три основных направления воздушной струи.

1 -я воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения звуков губно-губных (в – вь, ф — фь), заднеязычных (к — кь, г — гь, х — хь) переднеязычных (т – ть, д – дь) и свистящих.

2-я воздушная струя направлена по центру языка вверх, что характерно для произношения шипящих и вибрантов.

3-я воздушная струя направлена по боковым краям языка, что характерно для произношения смычно-проходных –л, ль.

Выработка воздушной струи может проводится до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. А артикуляционные упражнения выполняются на выдохе «Непослушный язычок», «Болтушка», «Заведи мотор» и другие.

В системе логопедической работы по воспитанию правильной воздушной струи можно выделить основные направления:

  1. – Дутьё при сомкнутых губах;
  2. – Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой;
  3. – Дутьё сквозь губы, растянутые в улыбке;
  4. – Дутьё на язык.
  5. Дутьё при сомкнутых губах.

Цель: Укрепление мышц щек.

  • «Надуть два шарика» — надувать щеки и удерживать в них воздух.
  • «Перекатывание шаров» — поочередное надувание щек.
  • «Худенький малыш» — втягивание щек при сомкнутых губах и при разомкнутых зубах.

2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.

Цель: Активизировать напряжение круговой мышцы рта.

  • Не надувая щек, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
  • «Сдуй снежинку» — сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет, привязанный к нитке. Можно дуть снизу-вверх, стараясь как можно дольше удержать предмет парящим в воздухе.
  • «Парус» — дуть на парусник, флюгер, лист-парус, прикрепленный к основанию «лодочки».
  • Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы он покатился.
  • «Задуй свечи на торте»
  • Надуть воздушные шарики, резиновые надувные игрушки.
  • Пускание мыльных пузырей.
  • «Свисток» — дуть в свисток, дудочку, губную гармошку.
  • «Гонки» по воде или на столе. Поочередно дуть на легкие бумажные кораблики, на рыбок, плавающих в ёмкости с водой. Или также дуть на легкие бумажные машинки, на бумажных лыжников, лошадок на поверхности стола.
  • «Буря» — с силой дуть на воду, налитую в плоскую ёмкость, до образования брызг.
  • «Птички и ветерок» Натянуть горизонтальную нить, к ней на вертикально висящих нитках привязать легких бумажных птичек, листики, цветочки. Дуть на них плавно и длительно, чтобы они как можно дольше парили от дуновения «ветерка».
  • «Горка». Дуть на легкие игрушки, спускающиеся или поднимающиеся по желобку.

3. Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.

Цель: Формировать плавную, сильную, целенаправленную воздушную струю, удерживая губы в положении «улыбка».

  • «Пропеллер». Образовать узкую щель между растянутыми в улыбке сближенными губами. Углы рта прижать к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, рассеивать движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, то звук от рассекаемого пальцами воздуха хорошо слышен и напоминает шум пропеллера.
  • «Подуй на кончик языка». Образовать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами. Широкий кончик языка положить между губами и подуть на него.
  • «Непослушный язычок»

4. Дутьё на язык.

Цель: Научить целенаправленному выдоху через язык в форме «желобка» или на кончик языка.

  • «Ветерок». Посередине языка, вдоль его переднего края сделать «дорожку» — желобок, можно положить спичечную палочку, и подуть – пустить «ветерок», сдувая бумажные листочки, снежинки и т.п.
  • «Теплый ветерок». Удерживая широкий кончик языка поднятым за верхние зубы, а боковые края языка сомкнуть с верхними коренными зубами, подуть на кончик языка.
  • «Желобок». Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко и плавно дуть сквозь желобок, контролируя воздушную струю ладонью, поднесенной ко рту.
  • «Сдуй снежинки с горки». Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы. Кончик языка удерживать за нижними зубами. Среднюю часть языка приподнять горкой и подуть на язык.

Требования к проведению занятий по формированию воздушной струи.

  1. Упражнения проводят в хорошо проветренном помещении.
  2. Упражнения лучше выполнять стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
  3. Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным и без напряжения.
  4. Следить за точностью направления воздушной струи.
  5. Кратковременность упражнений от 30 до 90 секунд. При более длительном выполнении упражнений происходит гипервентиляция легких, которая ведет к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, что может вызвать головокружение.
  6. Дозировка количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.
  7. Во время дутья нельзя надувать щеки.
  8. Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щеки руками, используя тактильный контроль.
  9. На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
  10. Контроль за выдыхаемой струей воздуха можно осуществлять с помощью ватки, поднесенной ко рту.
  11. Упражнения выполняются в игровой ситуации под музыку, счет или стихотворную форму.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год