Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Логопедия
Автор: Конаныхина Екатерина Алексеевна   
22.12.2023 13:51

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Конаныхина Е.А. (учитель-логопед, МБДОУ № 63 г. Ульяновск)

В настоящее время значимой задачей организации и проведения коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации является поиск наиболее эффективных средств комплексного преодоления недостатков речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Важно вводить в занятия с дошкольниками те из них, которые позволяют одновременно преодолевать фонетико-фонематические дефекты, пополнять и активизировать словарь, развивать выразительность.

 

Скачать конспект

Одним из эффективных средств комплексного решения коррекционно-развивающих задач являются малые формы русского фольклора: потешек, пословиц, поговорок, загадок, скороговорок, небылиц и т.д. Направления использования этих форм на логопедических занятиях подробно представлено на рисунке 1.

Рисунок 1. Направление использования малых форм русского фольклора на логопедических занятиях с дошкольниками

Применение малых форм фольклора в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками описан Е.С. Богатыревой [1], Н.А. Галаниной [2], И.В. Картуш [3], Л.А. Тишиной [4] и других. Основываясь на работах авторов и собственном педагогическом опыте, были разработаны условия применения малых форм русского фольклора на коррекционно-логопедических занятиях с дошкольниками:

  1. Знакомство детей с пословицами, поговорками, скороговорками, загадками и т.д., материал которых максимально содержит фонетическую представленность корректируемых звуков, лексику для обогащения и активизации словаря, способствует освоению интонационных средств.
  2. Применение различных игровых и коммуникативных ситуаций, в которых обыгрываются фольклорные формы во время логопедических занятий.

Работа с малыми фольклорными формами на логопедических занятиях осуществляется следующим образом:

  1. предъявление с произведением: скороговоркой, пословицей, поговоркой, загадкой и т.д.;
  2. совместных разбор его содержания: о чем говориться, кто герой, что описывается и т.д.;
  3. формирование правильного понимания смыслового значения произведения (его переносный или иносказательный смысл);
  4. разучивание произведение: медленное и утрированное проговаривание с постепенным нарастанием темпа произнесения.

В ходе ознакомления с малыми формами русского фольклора необходимо обязательно использовать наглядность, иллюстрирующую их суть: картинки, фотографии, макеты предметов и пр. Пример картинок представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Наглядность для работы над пословицей [5]

Введение поговорок и пословиц в работу лучше осуществлять не только с наглядностью, но и бесед по анализу знакомых сказок и рассказов. Именно это позволяет детям понять скрытый смысл, образно представить ситуацию. Например, детям говорилось: «Есть такая пословица – «Как аукнется, так и откликнется. Что значит аукаться? (кричать в лесу, эхо повторяет наши слова: «Ау-ау-ау»). То есть к нам возвращается все то, что мы кричим. Но эта пословица не только об этом, если сделаешь зло человеку, то оно к тебе и вернется, будешь грубо разговаривать, и к тебе так же отнесутся». Далее предъявляется рассказ В. Осеева «Волшебное слово», проводится беседа по его содержанию, дети приходят к выводу, что данная пословица о Павлике, главном герое.

Основываясь на наблюдениях за дошкольниками на логопедических занятиях, можно отметить, что малые формы русского фольклора повышают интерес и речевую активность детей, позволяют отрабатывать речевые навыки на занимательном речевом материале.

Таким образом, необходимо отметить, что малые формы русского фольклора являются эффективным средством решения коррекционно-развивающих задач.

Список литературы

  1. Богатырева, Е.С. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) / Е. С. Богатырева // Логопедия сегодня. — 2012. — № 1 (янв. -март). — С. 20-21.
  2. Галанина, Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста / Н. А. Галанина // Дошкольная педагогика. — 2008. — № 5. — С. 32-37.
  3. Катруш, И.В. Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / И. В. Катруш // Детство. Отрочество. Юность. — 2015. — № 3/4. — С. 12-35.
  4. Тишина, Л.А. Использование малых фольклорных форм в педагогической и коррекционной работе с дошкольниками / Л.А. Тишина, С.Н. Маник // Логопедия. — 2014. — № 3 (5) (июль-сент.). — С. 18-21.
  5. Учитель словесности. URL: http: //uchitel-slovesnosti. ru/index/poslovicy_i_pogovorki_v_kartinkakh/0-4
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год