Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого фронтального логопедического занятия вподготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: Звуки [С] и [Сь]. Буква «С»
Логопедия
Автор: Суюндукова Гузель Мусалимовна   
07.01.2024 23:07

Конспект открытого фронтального логопедического занятия вподготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: Звуки [С] и [Сь]. Буква «С»Конспект открытого фронтального логопедического занятия вподготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему: Звуки [С] и [Сь]. Буква «С»

Цель: знакомство со звуками «С» и «СЬ» и буквой «С».

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение артикуляции и дифференциации звуков «С» и «Сь».
  • Определение наличия звуков «С» и «Сь» в словах.
  • Упражнение в звуковом анализе и синтезе слогов и двусложного слова из открытых слогов.
  • Знакомство с буков «С». Чтение прямых и обратных слогов.
  • Закрепление лексического словаря по теме «Зима».

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие функции языкового анализа и синтеза
  • Развития мышления

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание самоконтроля за речью
  • Воспитание навыков сотрудничества и доброжелательности.

Методы и приемы:

  • Словесные: объяснения, беседы, вопросы педагога, напоминание, указание, индивидуальные ответы детей, поощрение.
  • Наглядные: использование демонстрационного, раздаточного материала
  • Практические: игровые (игра «Эхо», «Самый внимательный», прыжки по кинезиодорожке, интерактивная артикуляционная гимнастика, работа с кассами букв и слогов.

Словарная работа: снегопад, снегирь.

Оборудование: кинезиодорожка, предметные картинки, интерактивная артикуляционная гимнастика «Лепим снеговика» (MPEG4), магнитные карточки для составления схемы характеристики звуков «С» и «Сь», киинезиомешочек для игр, касса букв, буква «С», картина «Сани», магнитные буквы «С», «А», «Н», «И» (4шт), магнитные фишки красного, синего и зеленого цвета, сигнальные карточки с улыбающимся и с «уставшим» смайликом.

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня к нам пришли в гости, давайте их поприветствуем.

2. Подведение к теме занятия.

-Ребята, посмотрите в окно. Какое время года наступило? Верно. Время года «Зима». В следующем упражнении мы с вами вспомним все, что связано с зимой.

Сейчаснужно выполнить прыжки по дорожке, выполняя указанные на ней движения, взять из корзинки картинку и занять свое место на стульчике. Второй ждет, пока закончит первый.

(Прыжки по кинезиодорожке. В конце предметные картинки, связанные с зимой: санки, снежки, снеговик, снегопад, снегурочка, снегирь, сосульки, снежинка)

- Ребята, назовите, что изображено на ваших картинках? Это все предметы, которые связаны с таким замечательным временем года как зима. А что еще объединяет эти картинки? С какого звука начинаются слова, которые изображены на этих картинках? Верно. Это звук «С». Мы сегодня с вами будем изучать звуки С и Сь и букву С. Соберем картинки в корзиночку.

3. Артикуляционная гимнастика

- Когда снег мокрый и мягкий мы очень любим лепить что? Верно: Снеговика. Давайте и мы с вами его слепим. (Интерактивная артикуляционная гимнастика «Снеговик»). Сейчас я включу на телевизоре видеоигру, мы будем выполнять с вами артикуляционные упражнения, сне будем брать из сугроба на экране и руками делать такие движения. Как только закончилось упражнение, руки на колени. Рот свободно закрыт. После каждого артикуляционного упражнения на экране будет появляться одна деталь снеговика, пока не вылепим большого и красивого снеговика! (выполняют упражнения, на экране интерактивная видеоигра). Вот какой замечательный снеговик у нас с вами получился.

4. Дыхательная гимнастика + фонематическая зарядка: «Воздушные шарики»

-Ребята, давайте, представим, что мы с вами воздушные шарики. Когда воздушный шарик сдувается, воздух из него выходит так: долго: [c-с-с-с].

Громко! Тихо! Коротко! Из маленькой дырочки мягко [сь]...

5. Анализ артикуляции звука [С] и [Сь] и его характеристики.

Что делают наши губы, когда мы произносим звук [С]? Губы в улыбке.

А зубы? Зубы – заборчиком.

А язык? Кончик языка – за нижними зубками, спинка языка – горкой ( «сердится»).

А воздушная струя как идет? Струя холодного воздуха идет по середине языка.

Все что мы произнесли – относится к преграде звука. Преграда бывает у каких звуков: согласных или гласных? Верно согласных. Значит звук [С] – согласный.

Проверим, включается ли голос? Положите ладошки на горлышко и произнесите звук [С]. Голос не включается. Значит звук [С] – какой? Верно: глухой.

Как вы думаете, в словах «санки» и «сено» звуки отличаются? Верно, звучат твердо и мягко. Какой фишкой мы обозначаем твердый звук? Синей. А мягкий звук – зеленой. Значит звук [С] – парный согласный. (Далее подытоживание по схеме). Итак, звук С – Согласный, твердый, глухой. Обозначается фишкой синего цвпета. Звук Сь – согласный, мягкий, глухой, обозначается фишкой зеленого цвета. Звуки С и Сь – парные. (по схеме)

6. Дифференциация звуков [С] и [Сь].

Игра «Эхо» в кругу. Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Эхо». Я буду вам кидать мешочек и произносить слоги с твердыми согласными, вы будете ловко ловить мешочек и возвращать его мне с мягкими согласными. Са – ся, Су – сю, Сы – си, со – сё.

Игра «Самый внимательный» в кругу. Кидаю мешочек, а вы, возвращая его мне, определяете в словах твердый или мягкий согласный. Сумка, сук, сани, суп, сом, сито, сёмга, сено, сети, сельдь. Ребята, вы хорошо умеете различать звуки! А теперь, приглашаю за столы.

7. Знакомство с буквой С.

- Ребята. Пока мы с вами играли, пошел снег и снежинки легли буквой. Как вы думаете, какой? Верно: буквой «С».

- На что похожа буква «С»?

Нарисуем полукруг -

Буква С возникла вдруг.

- Изобразите букву «С» пальцами левой руки.

- Нарисуйте букву «С» в воздухе пальцем, локтем, носиком, повернулись вправо и на спине соседа, повернулись влево и на спине соседа.

8. Работа с кассой букв на наборном полотне. Синтез и чтение слогов.

- А теперь открываем кассу букв.

- Если мы к звуку А прибавим звук С, что получится? Как вы думаете, какие буквы мне надо взять из кассы букв, чтобы получился слог АС? Что надо сделать с буквами, чтобы получился слог СА? Какую букву надо прибавить к букве О, чтобы получился слог ОС? Какую букву надо поставить первой, чтобы получился слог СО? Если первая буква У, а вторая буква С, какой получился слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СУ). Если первая буква И, а вторая буква С, какой получится слог? Если буквы поменять местами, то какой получится слог? (СИ).

Ребята, вы молодцы, умеете составлять и читать слоги. Закройте пока кассы букв и положите на край стола.

9. Работа с кассой букв на наборном полотне. Синтез слова.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мольберт. Что вы видите? САНИ (предметная картинка). Давайте разберем из каких букв состоит это слово. С, А, Н, И. Ох, а буквы у меня рассыпались! Кто выйдет сюда и составит слово «сани»? Остальные открываем кассы букв и работаем в них. С, А, Н, И.

  1. Прочитайте слово… (САНИ)
  2. Определите количество букв в слове САНИ. (4)
  3. Сколько гласных в слове САНИ? Вспоминаем правило – сколько гласных, столько слогов. (2. А и И.)
  4. Какая гласная в слове ударная? (А)
  5. Сколько согласных букв в слове САНИ? (2. С и Н).
  6. Определим твердые и мягкие звуки в слове. (С – твердый, Н – мягкий звук.)
  7. Составим с вами звуковую схему этого слова. (Фишки. Синяя – красная – зеленая – красная. (Один – перед всеми.))

Итак, ребята, мы любое слово можем разобрать таким образом. Дома можете поупражняться вместе с родителями.

10. Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

МЫ ВО ДВОР ПОШЛИ ГУЛЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. ( «Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

Бабу снежную лепили, ( «Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, ( «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой; руки под щеку.)

11. Итог занятия. Рефлексия.

Ребята, с какими звуками мы сегодня познакомились? Верно: С и Сь, а какая буква? С.

А давайте определим, что вам было интересным, легким и новым, а то показалось очень трудным? У нас на столах лежат карточки со смайликами. Возьмите, пожалуйста в правую руку улыбающийся смайлик, а в левую руку – уставший. Я буду перечислять, то, что мы делали на занятии, а вы поднимайте смайлики – улыбающийся смайлик – если вам это показалось интересным, легким и новым, и уставший смайлик, если вам показалось это трудным.

Итак:

  • мы прыгали по дорожке и собирали «зимние» слова
  • мы лепили снеговика, выполняя артикуляционную гимнастику
  • мы были воздушным шариком, который испускал воздух
  • мы играли с мешочком в слоги и слова
  • мы учились писать букву С
  • мы работали в кассах букв и составляли слоги и слова
  • мы составляли схему слова разноцветными фишками.

Я вам подготовила задания, в которых вы научитесь писать букву С. С ними вы сможете поработать чуть позже, после занятия. Спасибо вам, ребята за занятие. Попрощайтесь с гостями.

Суюндукова Гузель Мусалимовна, учитель-логопед МДОБУ д/с «Снегурочка» ГО г. Сибай РБ

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год