Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедическое занятие в группе учащихся 2 классов, по теме: «Дифференциация букв С-Ш и звуков [с]– [ш]».
Логопедия
Автор: Телушкина Екатерина Вячеславовна   
15.01.2024 20:08

Логопедическое занятие в группе учащихся 2 классов, по теме: «Дифференциация букв С-Ш и звуков [с]– [ш]».Логопедическое занятие в группе учащихся 2 классов, по теме: «Дифференциация букв С-Ш и звуков [с]– [ш]».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»

Автор урока: Учитель-логопед Телушкина Екатерина Вячеславовна с. Питляр, 2023 г.

Технологическая карта логопедического занятия, Подготовила: Телушкина Екатерина Вячеславовна, Форма занятия: групповое логопедическое., Класс: 2

Тема занятия «Дифференциация букв С-Ш и звуков [с] [с"][ш].

Тип занятия: комбинированный

Цель: умение различать звуки [с] [с"][ш] изолированно, в слогах, словах, чистоговорках;

Задачи:

Скачать конспект

Скачать презентацию

Коррекционно-развивающая:

  • учить детей различать звуки[с] [с"][ш] на слух и в произношении
  • учить внимательно вслушиваться в речь взрослого
  • способствовать развитию речевого дыхания
  • развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, формировать навыки языкового анализа.
  • развивать словарь, связную речь, коммуникативные навыки, артикуляционную моторику
  • развивать мелкую и общую моторику.

Образовательная:

  • формировать умение различать звуки и буквы С-Ш в слогах, словах, предложениях.
  • формировать умение различать на письме С-Ш в словах
  • способствовать формированию грамматического строя речи

Воспитательная:

  • воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
  • воспитывать культуру речи, прививать интерес к занятиям
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи во время совместной работы.

Техническое оснащение-оборудование:

  • Проектор;
  • Компьютер;
  • логопедические зеркала в количестве 6 штук;
  • руль;
  • елка;
  • медальки;
  • игрушка поп-ит;
  • картинки «шишки»;
  • маршрутныелисты.

 

Сценарий урока:

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

 

I.

Орг.

Момент

(мотивация учебной деятельности)

Здравствуйте, ребята!

-меня зовут Е.В. я приехала к вам с далекого села Питляр. Я, учитель-логопед.

- а вы знаете кто такой логопед?

- логопеды помогают деткам правильно произносить звуки, чтобы их речь была правильной и красивой.

-сегодня приглашаю вас на логопедическое занятие

-а начнем мы с улыбки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

Психологическая настройка.

Много звуков есть на свете

Шелест листьев, шум волны,

А бывают звуки речи

Мы их четко знать должны.

-Для того чтобы четко и красиво произносить звуки, нам поможет зарядка для губ и язычка.

Приветствуют учителя, настраиваются на занятие.

Слушают учителя

Проверяю готовность к занятию.

Создаю эмоциональ-ный настрой на занятие

 
 

IIэтап

Актуализация и

целеполагание знаний   по теме

(артикуляционная гимнастика)

Возьмите индивидуальные зеркала.

Для губ.

а) "улыбка"

б) "хоботок"

в) чередовать упражнения "улыбка" и "хоботок".

Для языка.

а) "лопаточка"

б) "иголочка"

в) "маляр"

г) "почистить верхние зубки"

д)"почистить нижние зубки".

Выполнение упражнений на артикуляцию

по образцу.

Организую деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

 

Дыхательная гимнастика

И.п. руки на коленях, спина прямая, ладонь на животе.

1. Вдох – животик как шарик надувается,
   Выдох – шарик сдувается.
2. Вдох через рот, выдох через нос.

3. Вдох через нос, выдох через рот.

Наша гимнастика окончена

Выполнение упражнений

по образцу

Организую деятельность учащихся, направленную на актуализацию имеющихся знаний.

 

III. Актуализация и

целеполагание знаний   по теме.

(постановки цели и задачи)

-Ребята, сегодня утром я получила видеописьмо с просьбой о помощи?

-хотите узнать, кто его прислал?

- а какой звук в слове шишка Снеговик не может произнести?

-а каким звуком он его заменяет??

-ЗВУК ссс

Прежде чем помочь Снеговику, давайте определим тему и цель нашего занятия.

Ответы детей:

-тема: звук Ши С

-цель: научить выговаривать звук Ш

-Совершенно верно, сегодня на занятии мы будем учить Снеговика различать и звуки С-Ш

-Как я уже говорила в начале -правильно произносить звуки детям помогает логопед, предлагаю вам   сегодня побывать в роли логопеда и отправится в путешествие по городам нашей большой страны в которых живут наши коллеги- логопеды.

Они уже в курсе нашей проблемы и подготовили задания, чтобы мы совместными усилиями научили снеговика выговаривать звук ш.

Обратите внимание, у вас на партах лежат карты ,которые покажут нам в каком направлении двигаться

-а передвигаться с одного города на другой мы будем на автобусе

Маршрутная карта.

-Вы готовы?

Сюрпризный момент

Дети слушают учителя и выполняют движения

Выделяют звуки

Выделяют услышанные звуки в речи

   

Высказывают свои предложения. Формулируют учебную задачу.

Уточняю понимание учащимися поставленных целей занятия.

 

IV.

Этап

Дифференциация звуков

4.Сравнительная характеристика звуков.

Начнем с замечательного города Санкт-Петербург, где логопедпредлагает нам сравнить два звука.

-Возьмите зеркало.

-Произнесите звук С.

-Опишите положение губ. ( Губы улыбаются)

-Опишите положение языка. ( Язык упирается в нижние зубы)

-Дайте характеристику звука С.

(С - согласный, глухой, бывает твердый и мягкий.)

-Произнесите звук Ш.

-Опишите положение губ.(губы окошечком)

-Опишите положение языка.(язык поднят к небу)

-Дайте характеристику звука Ш.

(Ш - согласный, глухой, всегда твердый.)

-Чем же различаются эти звуки?

Звук Ш-шипит, язык поднимается вверх к небу.

Звук С-свистит, язык упирается в нижние зубы

-Чем отличается звук от буквы?

Вывод: звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

-следуем дальше

Дети слушают, выполняют по инструкции

Сравнивают артикуляцию звуков, дают характеристику звуков с опорой на зеркало.

Организую работу учащихся

 

Формирование фонематических процессов

5.Развитие внимания

Следующий логопед ждет нас в городе Москва.

-предлагает задание   -расшифровать радиограмму

-Стрелочка вверх указывает, что язык находится за верхними зубами и нужно произносить звук [ш], а стрелочка вниз означает, что язык находится за нижними зубами, и произносим звук [с].

Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д.

- Молодцы, ребята!

Расшифровывают радиограмму

карточки:

Объясняю задание

Слежу за правильностью выполнения.

 

Дифференциация в слогах

Упражнение на развитие мимики.

6.

-Следуем дальше город Омск, где нас приглашают поиграть в игру. Покажем снеговику, какие мы внимательные.

Дидактическое упражнение:

Игра «Скажи наоборот».

Ша-…               Са-…

Шу-…              Су-…

Шо-…               Со - …

7.

- Ребята, а теперь усложним задание, повторите цепочки слогов с эмоцией.

-

Удивленно

Са-ша-са

Грустно

Си-ши-си

Весело

Шо-со-шо

Громко и сердито

Шу-су-шу

Тоненьким голоском

Ше–се-ше

-молодцы,

Дети выполняют задание на внимание

Объясняю задание

Слежу за правильностью выполнения

 

V этап

Гимнастика для глаз

8.

-следующий логопед ждёт нас в городе Иркутск, он считает что нам и Снеговикунужно отдохнуть, выполнив задание «Кувшин».

-Снеговик без нашей помощи не справится, его необходимо научить, а учить его будете вы!

Выполняют упражнения для снятия утомления

Организую физкультминутку

 

VI.Этап. Первичное закрепление изученного материала

Согласование числительного со словосочетанием.

- перед вами конверты с разбитыми кувшинами, ваша задача их собрать.

9. Игра «Кувшин».

Дети подбирают недостающие части.

- после того, как соберете, нужно будет посчитать кувшины.

-А считать мыбудем правильно проговаривая звуки [с],   [ш]: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.

Дети считают

-Теперь посмотрим, смогли ли вы научить снеговика собирать, считать кувшины и проговаривать звуки [с], [ш]

-Молодцы, ребята!

-Снеговик пробует считать кувшины…(озвучка в презентации)

Смогли ли вы научить Снеговика?

Выполняют задание индивидуально

Слежу за правильным выполнением заданий

 

Логоритмическое упражнение.

10. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в город Магадан, где нас ждет необычное упражнение…

Прочитайте по цепочке чистоговорку:

Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Молодцы! Как хорошо вы владеете попитом

Выполняют упражнения в движении для снятия утомления с помощью игрушки поп-ит

Слежу за правильным и четким произноше-нием звуков в речи

 

VII этап

Динамическая пауза

11.

-нашему Снеговику очень нравится путешествовать по городам России, и сейчас он приглашает нас немного повеселиться.

Танцевальная физминуткас Снеговиком

Выполняют упражнения для снятия утомления

Организуюфизкульт-минутку

 

VIII.

Закрепление изученного материала

Дифференциация в предложении.

12.

Двигаемся дальше. Следующая остановка в городе Норильск, гделюбят играть с мячом.«Доскажи словечко».

- Я предлагаю вам выстроится в круг и поиграть в игру «Доскажи словечко». Ваша задача поймать мяч – и закончить предложение, а Снеговик понаблюдает за нами.

1.Как – то вечером старушки.

   Пили чай и грызли …сушки.

4.Кошка на подушке
Лапкой моет ...ушки.

2.Взял дубовых два бруска,

Два железных полозка,

На бруски надел я планки.

Дайте снег! Готовы …. санки

5.Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову … подушку.

3.Жил был маленький щенок.

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок –

А взрослая … собака

6. Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные…(шары)

Отвечают на вопросы учителя.

Восстанавливают предложения

в игре: «Доскажи словечко»

Объяснение задания

   

Отлично! Можете занять свои места в автобусе.

Обратите внимание на карту, мы с вами следуем на последнююостановку.

-я как логопед , также подготовила для Снеговика задание, но мне нужна ваша помощь.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием. Вам нужно прописать буквы С-Ш и вставить пропущенные буквы в словах.

Снеговик в это время тоже будет выполнять задание. А затем вы проверите, верно ли он его выполнил.

(У Снеговика ошибка в слове втруСка)

Давайте проверим всё ли получилось у Снеговика. Есть ли у него ошибки? Дааааа

В каком слове он допустил ошибку? (в слове ватрушка)

А почему он допустил эту ошибку? (потому что неправильно произнёс слово ватрушка)

Что нужно сделать чтобы правильно написать слово(нужно его правильно произнести)

Давайте произнесём это слово. (ВАТРУШШШШШКА)

Опишите положение губ и языка при произношении звука [Ш].

Снеговик, научили ли мы тебя произносить [Ш]?

Спасибо вам ребята, я научился говорить слово шишка.

Молодцы! Снеговик вам очень благодарен,

Дети выполняют письменную работу

Самостоятельная работа детей с последующей взаимопроверкой

Проверяю правильность выполнения задания

 

VIIII.

Итог занятия

X.

Рефлексия деятельности

13.Итог. Рефлексия.

Как вы считаете справились ли вы с ролью логопеда?

-давайте вспомнимО каких звуках мы сегодня говорили?

Понравилось ли вам занятие?

В предверие Нового года предлагаю и нам украсить елочку, а украшать мы будем шишками…

  • Оцените свою работу на занятии

Шишка с красным бантом – если все было понятно на занятие, занятие вам понравилось, и вы легко выполнили все задания;

Шишка с желтым бантом - если необходимо ещё поработать над данной темой;

В завершение занятия

-я бы хотела, ребята, вручить вам на память о нашем занятие медальки «Я дружу со звуком Ш» (вручение)

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают состояние своего настроения (в конце занятия)

Подвожу учащихся к выводу

Организую

рефлексию, самооценку учебной деятельности

           
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год