Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда.
Логопедия
Автор: Литвинова Марина Михайловна   
03.02.2024 23:06

Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда.Применение нейропсихологического подхода в работе логопеда.

Учитель-логопед Литвинова Марина Михайловна МАДОУ детский сад №13 «В гостях у сказки» г. Долгопрудный

В последние годы и продолжает расти число детей с нарушениями речи. Сбор статистических данных по данной проблеме указывает на увеличение динамики распространенности речевых нарушений, например, в 2012 году 49% детей старшего дошкольного возраста имели речевые патологии, в 2013 году – 46%, в 2014 году – 51%, в 2015 году – 54%, в 2017 году – 58%. На 2020 год исследования показали, что у 60% современных дошкольников есть проблемы в овладении родным языком, в правильности речевых высказываний; более 50% детей дошкольного возраста составляют группу риска в связи с высокой вероятностью возникновения у них в будущем недостатков чтения и письма. На 2022 год по данным Министерства просвещения 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи.

 

Можно выделить несколько причин речевых нарушений:

  • Генетические, хронические заболевания родителей, работа на вредном производстве.
  • Ухудшениеэкологическойситуации.
  • Ухудшение качества продуктов.
  • Влияние гаджетов.
  • Недостаточное общение с близкими людьми.
  • Перенесённые заболевания, серьёзные травмы ребёнка впервые годы жизни, недоношенность.
  • Неправильное ведение родов, травматизация.

Речевые нарушения исследуют большое количество наук: психология, медицина, лингвистика, психолингвистика и многие другие.

Для того, чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения можно применить нейропсихологический подход.

Нейропсихологический подход в логопедии является современной техникой, методом для коррекционно-развивающей работы. Важным этапом коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим нарушения речи, является диагностика типа нарушенного развития, определяющая характер, структуру речевых нарушений и позволяющая определить основные пути её коррекции.

В настоящее время нейропсихологические методы успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении. Эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми, имеющими системную речевую патологию, так называемое общее недоразвитие речи (ОНР).

Картина нарушений в развитии у таких детей неоднородна и не исчерпывается речевыми симптомами. У большинства из них отмечается несформированность и других высших психических функций. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной, направленной коррекции.

Нейропсихологическая коррекция — это система методов, возникшая на основе разработок нейропсихологии. Она предназначена для детей с самого раннего периода онтогенеза.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения.

У детей, имеющих сложности в обучении, прослеживается слабость высших психических функций и межсистемного взаимодействия, нейропсихология же помогает сформировать эти базовые функции для дальнейшего успешного обучения.

Системный подход к коррекции формирования речи ребенка диктует необходимость включения смежных методов в логопедию. Междисциплинарные связи современной логопедии с нейропсихологией, педагогикой, нейрофизиологией, возрастной психологией и другими помогают расширить сферу воздействия на речевое и психическое развитие ребенка. Они способствуют оптимальному выбору метода коррекции и профилактики речевых нарушений, что положительно сказывается на дальнейшем обучении ребенка.

Использование нейропсихологических методов в работе логопеда может помочь предотвратить речевые нарушения и ускорить их коррекцию, восстанавливая поврежденные звенья высших психических функций, включая речь. Нейропсихологическая коррекция направлена на стимуляцию развития и координацию различных структур мозга. Это позволяет логопедам более эффективно выполнять свою работу. Нейропсихологические методы включают в себя различные техники, такие как игры, упражнения на память, концентрацию, внимание и др. Эти методы помогают стимулировать различные области мозга, улучшая их функциональность и повышая эффективность обучения.

Нейропсихологический подход позволяет выявить нарушения и определить, какие именно психические функции нуждаются в коррекции. Это помогает разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка. В итоге, использование нейропсихологического подхода при диагностике общего недоразвития речи у дошкольников является эффективным методом, который позволяет выявить нарушения в функционировании высших психических функций и разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы для каждого ребенка.

Нейропсихологический подход заключается в использовании движения для коррекции нарушенных психических процессов у детей, таких как внимание, память, мышление, речь и эмоционально-волевая сфера.

Для этого применяются нейропсихологические методы исследования, которые состоят из системы взаимосвязанных заданий, называемых пробами. Каждый тест, который направлен на изучение высшей психической функции, может также показать состояние других высших психических функций, которые системно связаны с исследуемой функцией.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

  • Развитие мелкой моторики;
  • Глазодвигательные упражнения;
  • Упражнения для развития артикуляции;
  • Упражнения и игры по развитию межполушарного взаимодействия;
  • Дыхательные упражнения;
  • Растяжки;
  • Функциональные упражнения;
  • Коммуникативные упражнения;
  • Упражнения для релаксации.

Нейропсихологические игры представляют собой набор упражнений и приёмов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга посредством выполнения физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в его взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями.

Целью нейропсихологических игр является — активация различных отделов коры головного мозга, её больших полушарий, которые обеспечивают развитие высших психических функций, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

Нейропсихологическая коррекция или коррекционно-развивающее воспитание детей — одно из направлений практического применения теории развития высших психических функций Л. С. Выготского и теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии. Теоретической основой нейропсихологической коррекции является идея о том, что все психические процессы имеют сложную многоуровневую структуру и основаны на работе многих структур мозга, каждая из которых вносит свой специфический вклад в их протекание.

Таким образом, можно сделать вывод, что нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат не только в речевом развитии ребёнка, но и в познавательном развитии, в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.

Список использованной литературы:

  1. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. В кн.: Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. М., 1998.
  2. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург, 2000.
  3. Визель Т.Г. Нейропсихологический анализ грубых нарушений речевого развития // Вестник угроведения. 2015. № 3 (22). С. 95-104.
  4. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов Т.Г. Визель. -- М.: АСТАстрельТранзиткнига, 2005. -384, (16) с. — (Высшаяшкола)
  5. Визель Т.Г. Особенности коррекционной работы при нарушениях восприятия речи на слух // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 243-246.
  6. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 384 с.
  7. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). (Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе в нейропсихологии детского возраста (Т. Г. Горячева)
  8. Назарьева Т.П. Нейропсихологический подход в современной логопедии в работе с детьми с речевыми нарушениями // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2022. № 01 (66).
  9. Нимаева Х. Д. Нейропсихологический подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ //Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – №. 12 (57). – С. 212-218.
  10. Перышкова С. А. Применение нейропсихологического подхода в коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста //Гаудеамус. – 2021. – Т. 20. – №. 3 (49). – С. 9-13.
  11. Тищенко Т.Д. Нейропсихология дошкольника: речевое развитие // Инновационная деятельность педагога в условиях реализации ФГОС. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 126-127.
  12. Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. — М.: МПСИ, 2017. 311 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год