Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мастер — класс: «Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя — логопеда».
Логопедия
Автор: Ильясова Эльвира Вагизовна   
04.02.2024 23:32

Мастер — класс: «Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя — логопеда».Мастер — класс: «Использование нейропсихологических приемов для развития межполушарного взаимодействия в коррекционной работе учителя — логопеда».

В последнее время значительно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи. Большинство этих детей невнимательны, неорганизованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнитьпредложенное задание. Логопедические занятия для таких детей — это тяжелейший труд. Причины этих и многих другихпроблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомическогостроения мозга и его функционированием.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а самый хороший вариант, когда функционируют и правая, и левая половина мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески.

 

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием. Это является одной из причин нарушений речи детей.

Особое значение межполушарному развитию ученые придают возрастному периоду от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смыслоразличение звуков.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Псевдолеворукость.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

Исследованием межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста, несомненно, должны заниматься специалисты. Однако для первичной и приблизительной оценки можно использовать пробу на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого, которую я предлагаю вам сейчас пройти. Упражнение «Кулак -ладошка».

Положите перед собой руки ладонями вниз, одну сожмите в кулак, а вторую – выпрямите. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую. Можем усложнить это задание за счет ускорения темпа, а также выполнение с закрытыми глазами для исключения зрительного контроля

При повреждении межполушарных связей смена рук происходит последовательно, а не одновременно.

Итак, Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Гимнастика мозга – это комплекс специальных упражнений для активизации мозговой деятельности.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Вспоминаются слова Иммануила Канта «Рука-это вышедший наружу мозг человека». Здесь мы можем прибегнуть к кинезиологическим упражнениям (или нейрогимнастика)

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп:

  1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц.
  2. Дыхательные упражнения.

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность.

3. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма

4. Телесные упражнения.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

5. Упражнения для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга.

6. Массаж- воздействует на биологически активные точки.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Предлагаю вашему вниманию комплекс кинезиологических упражнений под названием «Прогулка в лес»

Прошу вас всех выйти и сделать круг

1. Организационный момент

Эмоционально – волевой тренинг «Здравствуй»

Логопед: «Давайте поздороваемся друг с другом, протяните правую руку в центр круга»

«Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай»

2. Телесное упражнение «Перекрестное марширование»

Логопед: «Сегодня мы с вами отправимся в лес. В лес будем идти высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. А теперь пойдем перекрестными движениями, как модели по подиуму.

3. Растяжка «Дерево»

Логопед: «Вот и пришли мы с вами в лес. А в лесу растет много деревьев. Имы с вами будем расти, как деревья. Присядьте на корточки. Представьте, что вы – семечко, которое прорастет и превратится в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, выпрямитесь, вытяните руки вверх. Теперь напрягите тело. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево».

4. Дыхательное упражнение «Костер»

Логопед: «Посмотрите, кто – то в лесу развел костер и не потушил его. Давайте его потушим. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом потушить костер».

5. Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»

Логопед: «Кто живет в лесу?» — дикие животные

- нам нужно найти их глазками, не поворачивая головы. Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. А теперь усложним задание. Наш язычок подружился с глазками, поэтому смотрим вверх и поднимаем язык вверх (язычок тоже тянется за глазками) и т.д.

6. Игровой массаж «Пробуждение зайки»

Логопед: «А вот и зайка в лесу проснулся. В гости собирается. Давайте ему поможем. Вам нужно сейчас выполнить движения по тексту».

Серый зайка просыпается, Дети, сидя, «подтягиваются»,

В гости к другу собирается. стопы – параллельно друг другустоят на полу.

Вымыл ножки, круговые движения вокруг щиколоток.

Застегнул сапожки

И коленочки потер массируют коленки.

как учил его бобер.

Вымыл носик, массируют указательными пальцамиточки в области гайморовых пазух.

Глазки, проводят указательными пальцамипо линии бровей от переносицы к

вискам.

Правое ухо, левое ухо, указательным и большим пальцамирастирают мочку правого уха, затем левого.

Вытерся, и стало сухо! встают на ноги, руки-скрестно, проглаживают 2 раза ладонями отплечей до локтей. Разводят обе рукив стороны.

7. Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке».

Логопед: «Зайка пошел в гости к белке, а белка его орешками угостила. Давайте с ними поиграем, выполним пальчиковую гимнастику»

Сидит белка на тележке, хлопки ладонями и удары

Продает она орешки. кулачками друг о друга попеременно

Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику,

Воробью, синичке, начиная с большого.

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, ритмичные хлопки ладонями и

Кому в зубок удары кулачками

Кому в лапоньки.

8. Релаксационное упражнение «Путешествие на облаке»

«Путешествие на облаке».

Посмотрел заяц на небо и увидел, как плывут облака. Ему так захотелось оказаться на облаке. Он закрыл глаза и представил себя на белом, пушистом облаке. Я сейчас предлагаю вам тоже представить себя на облаке…

Встаньтепоудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… Представьте, что вы на белом пушистом облаке, которое похоже на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, голова удобно расположились на этой большой облачной подушке. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуете, как ветер овевает ваши лица. Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, куда вам больше всего хочется. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет нас обратно в детский сад. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Спасибо большое, проходите на свои места.

Сейчас я хочу более подробно остановиться на некоторых нейропсихологических приемах, которые можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах. Все эти приемы (упражнения) синхронизируют работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, восприятие, речь, то есть все ВПФ. Улучшается крупная и мелкая моторика.

Неотъемлемой частью в нашей работе являетсяежедневная тренировка органов артикуляции. Разнообразить артикуляционную гимнастику можно с помощью подключения совместной работы кистей рук и артикуляционного аппарата, то есть (биоэнергопластика). Принцип биоэнергопластики – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.

1. Упражнение «Толстяк»

И.п. кисти рук ладонями вниз. Щеки надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки.

2. Упражнение «Качели»

3. Упражнение «Часики»

На этапе закрепления звука в изолированном звучании можно использоватьнейродорожки. В результате прохождения дорожек одновременно обеими руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Упражнение влияет на мозолистое тело, в результате развивается восприятие, долгосрочная память, координация движения рук, мелкая моторика. Давайте мы сейчас побудем в роли детей. На столах лежат нейродорожки, ваша задача указательными пальцами обеих рук пройти по нейродорожке и произнести звук рррр.

На этапе автоматизации произносимый звук вначале должен быть закреплен в слогах. На этом этапе также можно использовать кинезиологические упражнения.

Например, упражнение «Колечко» можно выполнять, проговаривая отработанные слоги: са – со – су — сы.

Так же это упражнение мы можем использовать при формировании (развитии) грамматических категорий.

Например, упр. «Назови ласково». Ребенок выполняет упражнение «Колечко», а мы просим его назвать овощи ласково: помидор – помидорчик, огурец – огурчик, лук – лучок, тыква – тыковка.

Аналогично используем кинезиологические упражнения:

«Пальчики здороваются» (ас – ос – ус – ыс- ис)

Также на автоматизацию звуков в слогах я использую упражнение «Нейроклассики», которое способствует межполушарному взаимодействию и пространственных представлений, переключаемости внимания, совершенствованию пальцевого праксиса, автоматизации звука в слогах. Задача ребенка состоит в том, чтобы одновременно двумя руками пройтись по классикам и отработать нужные нам слоги. Видео. Также нейроклассикиможно использовать на дифференциацию звуков. У вас на столах лежат нейроклассики, давайте мы проведем работу на дифференциацию звуков с-ш. На зеленый прямоугольник ставим кулачок и произносим слог са, на желтые квадраты ставим указательный и безымянный пальцы и произносим слог ша.

При автоматизации и дифференциации звуков в слогах, в словах я использую карточки на переключение и смену позы рук. Данная технология развивает моторику, переключаемость внимания, совершенствование пальцевого праксиса и межполушарное взаимодействие. У вас на столах лежат карточки на автоматизацию звука л в словах. Наша задача состоит в том, чтобы правильно повторить все слова и на каждое выбрать позу рук.

Упражнение «Хлопни – топни» синхронизирует работу полушарий головного мозга и развивает межполушарное взаимодействие, также повышает мотивацию к занятиям, формирует умение быстро переключаться, тренирует способность воспринимать и воспроизводить ритмический рисунок, улучшает зрительно – моторную координацию. Задача ребенка состоит в том, чтобы повторить ритмический ряд в соответствии со схемой, сопровождая движения чистоговоркой.

Перед началом игры нужно объяснить детям простые движения: хлопок в ладоши двумя руками, хлопок ладонью, топанье ногой и стук кулаком. Затем ребенку демонстрируется карточка и он воспроизводит ритмический ряд. Давайте и мы поиграем в игру «Хлопни – топни».

При автоматизации звуков в чистоговорках и скороговорках можно использовать также упражнение «Ухо – нос», которое способствует развитию межполушарного взаимодействия, улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Это задание мы можем усложнить, попросив ребенка произнести чистоговорку, скороговорку. Давайте выполним упражнение «Ухо – нос», теперь усложним упражнение, добавив скороговорку – у четырех черепашек четыре черепашонка.

Упражнение «Кулак ребро ладонь» можно использовать для развития фонематического восприятия, либо для дифференциации звуков. Например, Если услышишь звук [С] ставь кулак, звук [З] — ребро, звук [Ц] — ладонь.

Упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла» направлено на дифференциацию твёрдых и мягких согласных звуков. Например, на дифференциацию З-Зь: «Солдат Захар стоит по стойке смирно, а кукла Зина мягкая, как резина». Работу начинаем с выделения первых звуков в именах — Захар «З» твёрдый согласный, Зина — «Зь» мягкий согласный звук). Согласные попеременно произносятся изолированно, в слогах и словах. Дети, когда слышат твёрдый звук выпрямляются и вытягиваются в струнку, будто превращаются в солдата, а когда слышат мягкий согласный звук — расслабляются и становятся мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.

При изучении лексических тем, также можно подобрать кинезиологические упражнения, подключая речевое сопровождение.:

При изучении темы «Фрукты» можно использовать кинезиологическое упражнение «Червячок и яблочко».

Руки сжаты в кулаки, большой палец правой руки спрятан в кулак, большой палец левой руки поднят вверх. Несколько раз меняем положение рук, постепенно увеличивая темп.

Червячок проделал ход,

В центре яблока живет.

«Горизонтальная восьмерка» способствует одновременной работе зрительных и двигательных зон мозга, развивается динамика и интеграция всех зон восприятия, синхронизируется работа полушарий.

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнение «Перекрестное марширование» подходит для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Также можно шагать касаясь рукой одноименного колена.

Зеркальноерисование– это рисованиеодновременнообеимирукамизеркально-симметричныхрисунковилибукв. Рисование двумя руками гармонизирует действия полушарий мозга. Рисоватьможнонабумаге, пескеилиманке. Рисоватьможнобуквуиодновременнопроговариватьзаданныйзвук. Сначаламожнорисоватьнесложныеузорыитакжепроговариватьзвуки, слоги, слова.

Межполушарные искалки

Развивает межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания и зрительно-моторную координацию. Задача ребенка найти на двух карточках и показать двумя руками заданное слово, а также проговорить его. Это задание мы можем использовать на слоговую структуру слова.

Двуручная сортировка

Двуручное выкладывание может быть в разных вариантах:

нанизывание бусин, игры с прищепками, пирамидками, игры с поп-итами,

Выкладывание узоров из камней, пуговиц и т.п. Выкладывание букв мы можем использовать на занятиях по обучению грамоте. У вас на столах лежат карточки со слогами. Ваша задача выложить (украсить) буквы камнями марблс, то есть левая рука выкладывает букву с, а правая букву а.

В настоящее время, в магазинах и на просторах интернета появились в продаже такие нейротренажеры, как

Межполушарные доски:

Межполушарная доска – это специальный тренажер, при использовании которого оба полушария вынуждены взаимодействовать друг с другом. Задача ребенка – действуя сразу двумя руками, обводить эти узоры или проходить лабиринты по часовой стрелке или наоборот, произнося любой автоматизируемый звук.

Доски бывают разные: с бегунками, со стилусами, с разными вкладышами. В самом начале мы знакомим ребенка с доской, затем просим непрерывно пройти лабиринт ведущей рукой по часовой стрелке, затем против часовой. Как только ребенок освоит это, упражнение выполняется другой рукой в той же последовательности. После того как дети научаться выполнять данное упражнение, то есть проходить лабиринт от начала до конца, можно добавить автоматизируемый звук.

Нейроскакалка — это Нейротренажёр, развивающий межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и созданию новых нейронных связей в головном мозге. Нейроскакалка развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.

Балансировочная доска— тренажер для мозжечковой стимуляции.

С помощью доски ребенок учится удерживать равновесие и управлять своим телом, и, таким образом, активирует все свои внутренние ресурсы. Занятие на доске способствует:

развитию межполушарного взаимодействия;

улучшению крупной моторики;

улучшению координации, ощущения тела в пространстве;

развитию зрительно-моторных функций;

развитию речи, памяти и концентрации внимания;

улучшению эмоционально-волевой сферы.

Балансир для рук, нейровосьмерка

Нейротренажёр эффективно стимулируют мозг человека, в частности мозжечок, и улучшают общую работоспособность организма.

Тренажёр нейровосьмёрка выполняет эту функцию через моторику рук и органы зрения.

Нейровосьмёрка стимулирует периферическое зрение, повышает концентрацию внимания, развивает межполушарное взаимодействие головного мозга, снимает общее напряжение организма. Задача ребенка состоит в том, чтобы

держа двумя руками тренажёр, перемещать шарик по жёлобу, не допуская его выпадение. Можем усложнить задание, н – р, Перекатывать шарик и параллельно проговаривать вслух стихотворения, скороговорки.

Упражнения, направленные на укрепление межполушарных связей должны основываться на трех принципах:

  • Разнообразие. Мозг начинает активно развиваться тогда, когда мы сосредотачиваемся на выполнении непривычных движений. Это касается и мелкой моторики, и артикуляции новых звуков, движений рук и ног.
  • Одновременность действий. В процессе должны участвовать оба полушария, ведь левое, как известно, контролирует правую половину тела, а правое – левую.
  • Работа обеими руками. Любые упражнения, выполняемые и левой, и правой рукой, способствуют укреплению нейронных связей и созданию новых.

Таким образом, активизация межполушарных взаимодействий дает возможность учителю-логопеду более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вам оценить мастер класс следующим образом.

Чемодан — все полученные знания заберу с собой. Мясорубка — информацию переработаю. Корзина — всё выброшу.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год