Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.
Логопедия
Автор: Панфилова Ольга Николаевна   
09.02.2024 22:18

Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.Преодоление трудностей речевого развития у дошкольников с ТНР посредством стихотворных текстов.

Панфилова Ольга Николаевна учитель-логопед МБДОУ Д/с № 460

"Стихотворение имеет то громадное преимущество, что оно действует прежде всего на душу ребёнка силой и обаянием ритма". (Е. И. Тихеева — российский педагог)

Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с тяжелыми нарушениями речи предусматривает комплексность педагогического воздействия, направленного на коррекцию речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. У детей с трудностями речевого развития заметно снижена мотивация к образовательной деятельности, к преодолению речевых нарушений. Актуальным решением данной проблемы, на мой взгляд, является стимуляция коммуникативной активности дошкольников старшего возраста с речевыми нарушениями посредством стихотворных текстов. Я, как учитель — логопед, решила строить систему логопедической работы через применение в своей практике поэтических текстов. Художественное стихотворение имеет громадное преимущество перед другими жанрами, так как действует на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики. Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Ребенок рано начинает интересоваться миром звуков, проявлять выраженную восприимчивость к ритму. Законы ритма он постигает легче и быстрее, чем мир форм и цветов. Вот почему песни и стихи всегда производят яркое впечатление на детей.

Поэтическая речь, в виду своих структурных особенностей (ритмика, рифма, ассонанс, ассоциативность и пр.), является прекраснымсистемным организатором мозга. Под действием поэтического словаинтенсивно развиваются зоны мозга, ответственные за развитие речи уребёнка: центр экспрессивной речи (моторной), (зона Брокка), центрсенсорной речи (зона Вернике) и др. Песня, стихотворение — это механизмэффективного формирования речевых зон мозга человека.

 

Я,стараюсьобогащать словарный запас детей, расширять и углублять кругозор, формировать необходимые для жизни знания, умения и навыки через художественное слово: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, стихи, сказки. Дети знакомятся с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания, она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению в школе. Живое литературное слово, пословицы, загадки, потешки, стихи, сказки позволяют мне, как учителю-логопеду, решать коррекционно-развивающие и воспитательные задачи в работе с детьми с нарушениями речи. В первую очередь, это:

  • коррекция звукопроизношения; развитие гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка;
  • развитие фонематического слуха;
  • пополнение словарного запаса; преодоление грамматических нарушений; развитие связных высказываний; развитие просодических компонентов речи.

Хороший стихотворный текст, сразу заинтересовывающий детей, является лучшей предпосылкой для плодотворной коррекционной работы. Поэтическая речь широко используется мной в коррекционных целях: автоматизация, дифференциация звуков; развитие интонационной стороны речи, голоса, дыхания, темпа, ритма. Я в своей работе суммировала и расширила речевой материал по методике Н.Ю. Морозовой, И.Ю. Абелевой, Н.В. Синициной и использую в своей работе следующие приемы и методы работы с поэтическим текстом:

  • Работа над стихотворной речью;
  • Сказка в стихах;
  • Стихи;
  • Басни;
  • Речевые игры.

Приведу пример наиболее часто применяемых мной приёмов над стихотворной речью: запись и прослушивание выступлений актеров, дикторов (пробовать им подражать); запись и прослушивание речи самого ребенка с анализом и разбором прослушанного; использование в работе музыкальных инструментов (читать в сопровождении аккомпанемента); сочетание чтения, как с движением руки, так и с ударом мяча, для выделения ударного слога; воспроизведение ритма считалки с дирижированием в такт; напевное, выразительное чтение текста стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация); воспроизведение ритма стихотворения, играя с мячом; использование песен, озвучивание мотива песни в разных тональностях, сочетание пения с движением рук, ходьбой, маршировкой на месте.

Также я активно использую приемы и методы, предложенные Г.А. Тумаковой:

речевые игры – сюжеты, которых зависят от правильного употребления отдельных звуков, слов (происходит развитие фонематического слуха и восприятия); загадки – складки; веселые рифмовки (дети придумывают неожиданные ситуации, рифмуя слова); словарные упражнения (формирование первоначальной ориентировки дошкольников в звучащей речи); поговорки-сравнения.

Поэзия воспитывает культуру речи, развивает интонационную выразительность, голос, речевое дыхание у детей старшего дошкольного возраста. Посредством поэтических текстов успешно осуществляю индивидуальный подход, ориентируюсь на диагноз ребёнка, его возрастные и психологические особенности, подбираю наиболее приемлемую методику по преодолению речевых нарушений.

Коррекционную работу систематизировала по трём направлениям:

1. Развитие фонематического слуха.

Осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков.

  • звук произносится изолированно;
  • звук выделяется голосом при его уточнении в словах;
  • дифференциация изолированных звуков в словах и во фразовой речи.

2. Формирование правильного звукопроизношения

Цель – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

  • Постановка звука.
  • Автоматизация поставленного звука.
  • Дифференциация звуков.

Автоматизация и дифференциация звуков идет сначала в изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах, рассказах и самостоятельной речи. На всех этапах я также включаю поэтические тексты. Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, подгрупповые – 15-30 минут, в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей и уровня нарушения звукопроизношения.

3. Развитие голоса, дыхания, просодических компонентов речи.

  • Тренировка длительного речевого выдоха.

(Проводится на отдельных звуках, далее-на словах, коротких фразах, чтении стихотворений).

  • Работа над выразительностью речи отрабатывается во фразах (логическое ударение, интонация, паузы), затем все эти компоненты автоматизируются в рассказах, стихах.

Использование и применение поэтических произведений художественной литературы и фольклора помогает повысить заинтересованность дошкольников; сделать речь детей более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной; усилить самоконтроль за правильным звукопроизношением; обогащать лексический запас новыми словами, оборотами, выражениями; способствовать развитию логики изложения, правильному структурному оформлению; улучшать разные виды связного высказывания: рассказывание, пересказ, диалогическую речь; развивать и повышать культуру речи; расширять детские представления об окружающем их мире; прививать любовь и уважение к книге. Таким образом, поэтическая художественная литература

и фольклор способствует познавательному, речевому, эмоциональному и социальному развитию детей дошкольного возраста. И имеет важное значение в воспитании дошкольника.

Список литературы

  1. Абелева И. Ю. Механизмы коммуникативной речи. — М., 2012.
  2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972
  3. Куликова Е.Ю. Анализ лирического текста в работе с детьми дошкольного возраста. – Н., 2003
  4. Лопухина Н.С. Речь. Ритм. Движение. – СПб., 1997.
  5. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002.
  6. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. /Под ред. Ф.А. Сохина. – М., 1991.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год