Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Современные формы работы учителя – логопеда с семьей
Логопедия
Автор: Полякова Наталья Ярославовна   
23.02.2024 11:39

Современные формы работы учителя – логопеда с семьейСовременные формы работы учителя – логопеда с семьей

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.» /В. А. Сухомлинский/

Дошкольный возраст – период, когда ребенок восприимчив к социокультурному развитию, перед ним открывается мир духовных ценностей, нравственных принципов, человеческих отношений и многое другое. Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение – семья.

 

Семья – одна из важнейших базовых социокультурных ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество и государство. Семья, является для ребенка первым проводником в открытый мир, вводит его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, формируя способы поведения, воздействуя на формирование привычек, черт характера, интеллектуального и речевого развития.

Сегодня отмечается неуклонный рост числа детей с речевыми проблемами и наблюдается снижение качества общения между ребенком и взрослым. У семьи и дошкольного учреждения воспитательные функции разные, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие учителя – логопеда с семьей дошкольника является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которогоможно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.

Сотрудничество педагога и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии. Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности.

В. А. Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу.

Процессы в системе образования, инновационные программы, обусловили необходимость решения проблем взаимодействия ДОУ с семьей, создания условий для повышения педагогической компетентности родителей.

Таким образом, актуальным становится поиск наиболее эффективных форм взаимодействия учителя – логопеда с родителями с целью установления партнерских отношений в интересах ребенка.

Система работы по взаимодействию с родителями

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящим перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

В основе организации взаимодействия ДОУ с семьей лежат принципы:

  • Единство воспитательных воздействий;
  • Преемственность согласованных действий;
  • Обратная связь;
  • Индивидуальный подход к каждой семье.

Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи.

Содержание работы с семьей по своей сути очень специфично, оно постоянно меняется под влиянием различных факторов. Важно ориентироваться в работе с семьей на межличностное общение педагога и родителя, на признание приоритета интересов и личностных потребностей семьи в коррекционно – педагогическом просвещении и консультировании. К основным задачам сотрудничества учителя – логопеда с родителями относятся:

Формирование у них мотивации к совместной деятельности с детьми;

Объединение усилий педагога и родителей для развития и коррекции речи детей;

Повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Обучение родителей конкретным приемам логопедической работы.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы работы с семьей дошкольников, имеющих речевые нарушения. Доказано, что семья может внести значительный вклад в процесс автоматизации звуков, в развитие связной речи дошкольника, в дело подготовки ребенка к школьному обучению [6, 455].

Но для этого необходимо объяснить родителям сущность процесса коррекции и развития речи ребенка, нужно научить родителей заниматься дома со своими детьми, совершенствуя речь. В своей работе начинаю партнерский контакт с анкетирования. Анкета – замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребенка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие в момент коммуникации. Далее, работа с родителями выстраивается поэтапно: в начале учебного года сообщаются результаты логопедического обследования, говорится об особенностях речевого развития каждого воспитанника, подчеркивая сильные стороны ребенка и перспективы улучшения речи; обращается внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения; показываются приемы работы с ребенком; подчеркиваются успехи и трудности дошкольника.

Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую традиционные и современные формы работы.

Формы работы с семьей разнообразные, это иинформационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные, но применяю в своей деятельности те, которые необходимы родителям и решают коррекционные задачи учителя – логопеда. К ним относятся:

Беседы, логопедические минутки;

Письменные консультации, папки – передвижки;

Современные и традиционные родительские собрания;

Информационные стенды с фотоотчетом или с информацией логопедического просвещения;

Шпаргалки, листовки и буклеты;

Тренинги, всеобучи;

Совместные развлечения (приложение №1);

Страница учителя – логопеда на сайте ДОУ и международном образовательном портале «Маам»;

Электронный альбом «Играй, познавай, речь развивай»;

Детско – родительский клуб «Планета Ромашек».

Применение традиционных и инновационных форм работы способствует повышению компетентности родителей в вопросах коррекции речевого развития дошкольников и значительно сказывается на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений. Все эти формы хорошо себя зарекомендовали в логопедической практике. Родители, как правило, включаются в работу, но предпочитают быть «ведомыми». А результат возможен только в том случае, если все участники педагогического процесса, имея общую цель, будут не только действовать согласовано, но и проявлять инициативу. Только такое совместное взаимодействие оказывает влияние на коррекцию речевых нарушений и общее развитие ребенка.

Еще лет десять назад, проводя мониторинг речевого развития воспитанников ДОУ, было выявлено, что активность большинства семей, имеющих детей с речевой недостаточностью, низкая. Для родителей был характерен формальный подход к взаимодействию с узкими специалистами ДОУ, недостаточный уровень логопедических знаний. Данный факт обусловил необходимость оптимизировать коррекционную работу и найти новые и интересные подходы к взаимодействию с семьей. Так и возникла идея создания детско – родительского клуба «Планета Ромашек» совместно с педагогом – психологом, а в дальнейшем стали реализовываться и другие формы работы с родителями.

В МБДОУ «Сказка» г. Билибино, Чукотского автономного округа с 2012 года осуществляет свою деятельность детско – родительский клуб «Планета Ромашек». Учитель — логопед и педагог – психолог приглашают своих воспитанников и родителей на совместные игры. Специалисты, организующие деятельность Клуба, ведут планирование и учет его деятельности, исходя из индивидуальных и групповых запросов родителей воспитанников ДОУ, с учетом психолого – логопедической необходимости и современных методических требований.

Детско – родительский клуб «Планета – Ромашек»

Цель: оказание психолого – логопедической поддержки семьям, всестороннее сопровождение воспитания и развития детей, посещающих учреждение.

Основными задачами Клуба являются:

  • обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и семей воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей в условиях ДОУ и семьи;
  • оказание всесторонней психолого – логопедической помощи родителям (законным представителям) и детям дошкольного возраста в обеспечении успешной социализации;
  • психолого – логопедическое просвещение родителей воспитанников ДОУ с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей.

План работы детско – родительского клуба «Планета Ромашек» (Приложение №2).

Результативность новых форм взаимодействия с родителями

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, использовался опрос, открытка, анкетированиеи другие методы, которые позволили глубже узнать индивидуальные способности и возможности ребенка. Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей – участников процесса, показала свою эффективность. Например, улучшились детско – родительские отношения; повысилась ответственность родителей за речевое развитие ребенка.

Установлено, что совместная деятельность меняет психологию и ребенка, и родителей. Они начинают лучше понимать друг друга, снижается напряжение, тревожность, стабилизируется психологический климат в семье, что рождает надежду, веру и оптимизм на будущее.

Опыт работы показал, что родители стали более компетентными ввопросах воспитания детей и образования. При совместной деятельности в детско – родительском клубе родители стали свободнее обмениваться опытом семейного воспитания, проявлять искренний интерес к речевому развитию ребенка. Применяют умения и навыки, приобретенные на встречах с учителем – логопедом.

Таким образом, сотрудничество педагога и семьи позволяет осуществлять подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе.

Полякова Наталья Ярославовна,

Учитель – логопед, МБДОУ «Сказка»,

г. Билибино, Чукотский АО

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год