Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста
Логопедия
Автор: Панфилова Инга Юрьевна   
05.04.2024 13:26

Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Консультация – практикум для родителей

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29» учитель-логопед группы №5 И. Ю. Панфилова

Развитие фонематического слуха у детей.

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

  • правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость)
  • не смешивать звуки, близкие по различным признакам
  • соблюдать последовательность звуков в словах.

Скачать презентацию

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве чтения и письма.

Для развития фонематического слуха используются различные игры и упражнения.

I этап игр

узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития

фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало".

Внимательно послушайте с ребенком шум воды,

шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку

закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки".

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д.

Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание -

ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш

повторяет ритм с закрытыми глазами.

IIэтап игр

различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос".

Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо".

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные

действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант

игры

"Далеко-близко".

Вы говорите слово громко, ребенок отвечает -близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает -далеко.

Игра "Три медведя".

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трехмедведей, изменяя высоту голоса.

IIIэтап

различение речевых звуков

Игра «Кто голос издает?»

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков.

Поиграть в звуки.

Комарик говорит -зззз,

ветер дует -сссс,

жук жужжит -жжжж,

тигр рычит -рррр...

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра "Похлопаем".

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игра «Кто больше слов придумывает».

Взрослый называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук.

Игра «Будь внимателен».

Взрослый говорит: «Я буду называть игрушки. Как только ты услышишь первое слово, в котором есть, например, звук [C], ты должен поднять руку».

Для игры берутся предметы, в названии которых звук [C] встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком[C].

Игра "Похлопаем".

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные

слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком

произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. При делении слов на слоги, учитываем то, что в каждом слоге должен быть гласный звук.

Игра "Что лишнее?".

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (отличающийся от других) слог.

Игра «Отстукивание слогов».

Произносите отчетливо громко слово, например, колесо. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове.

Игра «Незнайка запутался».

Взрослый рассказывает историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Он предлагает помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).

Первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже.

Второе задание: выбрать картинку, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет взрослый).

Игра «Придумай слово».

Взрослыйпредлагает ребенку прослушать какое –либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка –миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза –коса, оса, лиса и т.д.).

Игра «Чем отличаются слова?».

Взрослыйпредлагает ребенкурассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит –кот, жук –сук, шар –шарф, Маша –каша, горка –норка и т.д.).

Ондолжен определить с помощью наводящих вопросов взрослогоразницу в звучании этих слов.

Игра «Различай и повторяй».

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком.

Например: «Повторяй за мной только звук [C]»

-предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, Си т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком С»

-предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком С»

- предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т. д.

(Аналогично игра проводится с любым другим звуком).

Игра «Определи первый звук».

Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и

назвать звук, который он услышит в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя,

ужин, армия, улица, эхо, и тд.

Игра «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь... (двери).

Мы собрали васильки,

На головах у нас... (венки).

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (книжки).

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей... (обед).

Игра «Цепочка».

Взрослый называет слово (например, автобус). Ребенок

определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Далее по очереди делают то же самое, составляя цепочку слов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год