Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста
Логопедия
Автор: Панфилова Инга Юрьевна   
05.04.2024 13:26

Роль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в формировании фонематического восприятия детей дошкольного возраста

Консультация – практикум для родителей

МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 29» учитель-логопед группы №5 И. Ю. Панфилова

Развитие фонематического слуха у детей.

Полноценное развитие фонематического слуха является основой формирования правильного произношения у детей. Четкое различение звуков на слух позволяет детям:

  • правильно произносить звуки в собственной речи, точно передавая все акустические признаки звуков родного языка, часто выполняющие смыслоразличительную функцию (глухость-звонкость, твердость-мягкость)
  • не смешивать звуки, близкие по различным признакам
  • соблюдать последовательность звуков в словах.

Скачать презентацию

Полноценное различение звуков в потоке речи также является необходимым условием точного понимания смысла высказывания, воспринятого на слух. Без хорошо развитого фонематического слуха невозможно в должной мере сформировать навык звукового анализа, что в дальнейшем безусловно отразится на качестве чтения и письма.

Для развития фонематического слуха используются различные игры и упражнения.

I этап игр

узнавание неречевых звуков.

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития

фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало".

Внимательно послушайте с ребенком шум воды,

шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку

закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки".

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д.

Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка".

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску... Потом усложните задание -

ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки".

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем".

Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков.

Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш

повторяет ритм с закрытыми глазами.

IIэтап игр

различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос".

Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо".

Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные

действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант

игры

"Далеко-близко".

Вы говорите слово громко, ребенок отвечает -близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает -далеко.

Игра "Три медведя".

Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трехмедведей, изменяя высоту голоса.

IIIэтап

различение речевых звуков

Игра «Кто голос издает?»

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков.

Поиграть в звуки.

Комарик говорит -зззз,

ветер дует -сссс,

жук жужжит -жжжж,

тигр рычит -рррр...

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра "Похлопаем".

Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игра «Кто больше слов придумывает».

Взрослый называет какой-нибудь звук и просит ребенка придумать слова, в которых встречается этот звук.

Игра «Будь внимателен».

Взрослый говорит: «Я буду называть игрушки. Как только ты услышишь первое слово, в котором есть, например, звук [C], ты должен поднять руку».

Для игры берутся предметы, в названии которых звук [C] встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком[C].

Игра "Похлопаем".

Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные

слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком

произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. При делении слов на слоги, учитываем то, что в каждом слоге должен быть гласный звук.

Игра "Что лишнее?".

Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (отличающийся от других) слог.

Игра «Отстукивание слогов».

Произносите отчетливо громко слово, например, колесо. Ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове.

Игра «Незнайка запутался».

Взрослый рассказывает историю про Незнайку, который нашёл много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Он предлагает помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрёшка, картошка и т.д.).

Первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображёнными на них предметами, которые произносятся похоже.

Второе задание: выбрать картинку, которая нужна Незнайке (предмет, изображённый на картинке, называет взрослый).

Игра «Придумай слово».

Взрослыйпредлагает ребенку прослушать какое –либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка –миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза –коса, оса, лиса и т.д.).

Игра «Чем отличаются слова?».

Взрослыйпредлагает ребенкурассмотреть пару картинок и назвать изображённые на них предметы (кит –кот, жук –сук, шар –шарф, Маша –каша, горка –норка и т.д.).

Ондолжен определить с помощью наводящих вопросов взрослогоразницу в звучании этих слов.

Игра «Различай и повторяй».

Взрослый предлагает ребенку повторять за ним только один определённый звук, только слоги с определённым звуком, только слова с заданным звуком.

Например: «Повторяй за мной только звук [C]»

-предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, Си т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком С»

-предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т.д.

«Повторяй за мной только слова со звуком С»

- предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и.т. д.

(Аналогично игра проводится с любым другим звуком).

Игра «Определи первый звук».

Взрослый предлагает ребенку прослушать слова и

назвать звук, который он услышит в начале каждого слова: осень, астры, уши, имя,

ужин, армия, улица, эхо, и тд.

Игра «Закончи стихотворение».

Взрослый предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово:

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась... (шишка).

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь... (двери).

Мы собрали васильки,

На головах у нас... (венки).

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (книжки).

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей... (обед).

Игра «Цепочка».

Взрослый называет слово (например, автобус). Ребенок

определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Далее по очереди делают то же самое, составляя цепочку слов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 16 (332) выйдет
5 мая 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 15 (331) за 2024 год
Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год