«Игровые приемы и упражнения для развития речедвигательной координации». |
Логопедия, Моторика, Развитие речи | |||
Автор: Иванова Вера Николаевна | |||
12.05.2024 07:37 | |||
Иванова Вера Николаевна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад д. Черная речка» Томского района. За последние годы отмечается значительный рост количества детей имеющих тяжёлые речевые нарушения, у которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Анализ результатов обследования обучающихся, позволил сделать вывод о том, что у большинства детей отмечается следующие нарушения: звукопроизношения, бедный словарный запас, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Дети с речевой патологией отличаются от своих сверстников и по показателям физического и нервно – психического развития. У них отмечаются существенные отклонения в развитии моторной, двигательно–координационной и эмоционально – волевой сфер: общая моторная неловкость, недостаточные статическая и динамическая координация движений, двигательная память, слабый мышечный тонус высокая истощаемость движений, снижение произвольного внимания при выполнении серии двигательных заданий. На сегодняшний день эта проблема актуальна, поэтому в коррекционной работе с такими детьми используются как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относится и развитие речедвигательной координации детей. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Существует немало способов, позволяющих добиться четкой координации речи с движением. И наиболее известный, и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением. Особое место среди разнообразных игр на развитие двигательной и речевой деятельности занимают игры с мячом. Почему с мячом? Мяч имеет наибольшую поверхность соприкосновения с ладонью, тем самым воздействуя на моторику пальцев. Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей и развитию межполушарных связей. Эти игры не требуют большого пространства. Игры с мячом могут использоваться для решения многих речевых задач: расширение словарного запаса. развитие грамматического строя. Развитие фонематических процессов, формирование правильного звукопроизношения. Игры на формирование звукопроизношения «Мяч передавай и слово называй». Дети встают в линеечку и передают друг другу мяч и называют слово на заданный звук. «Счет предметов» (согласование сущ. С числит.) Дети стоят в линеечки и предают друг другу мяч. Игры на развитие фонематического слуха «Умный мячик». У каждого ребенка мяч. Ведущий произносит слова, дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Дети, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч. Игры на развитие лексико- грамматической стороны речи «Назови ласково», «Один- много», «Скажи наоборот». Дети встают в круг. Ведущий в центре бросает мяч каждому, называет слово, ребенок отвечает и возвращает мяч. «Я знаю пять…» замечательная речевая игра. Её можно проводить на любом лексическом материале. (Рыбы, птицы, транспорт и т.д.). Игра выполняет целый ряд задач: развивает речь, мышление, а именно мыслительную операцию обобщения, совершенствует двигательные функции, способствует развитию координации речи и движения «Ветер –ветерок» упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции призваны выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его силы и постепенности. Их можно сочетать с движениями рук, туловища и головы. Таким образом игры и упражнения на развитие речедвигательной координации, помогают создавать условия для развития каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушения общения, недостаточности высших психических функций. Список литературы
|