Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»
Логопедия
Автор: Лекомцева Ирина Владимировна Перевозчикова Дарья Сергеевна   
19.05.2024 06:55

Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»Логопедическое занятие по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Игры с фокусником Фомой»

Характеристика группы: старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями

Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными, определение позиции звука в слове, деление слов на слоги, звуковой анализ слов, чтение слогов.

Оборудование: конверт с письмом, фотография Фокусника, логопедические тарелочки (синие флажки, помпоны, шаблон буквы Ф), звуковой паровозик, мячик, шляпа, предметные картинки, сюрприз.

Цель занятия: Знакомство со звуком Ф, с буквой Ф.

Задачи:

 

1. Коррекционно– образовательные:

  • Уточнить произношение звука [Ф], его характеристику
  • Формировать умение узнавать заданный звук в цепочке звуков, слогов и слов
  • Упражнять в определении позиции звуков Фв слове (начало, середина, конец)
  • Познакомить с графическим изображением буквы Ф.
  • Формировать навык чтения прямых слогов
  • Формировать навык звукового анализа.

2. Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
  • Развивать артикуляционную, дыхательную и мелкую моторику.
  • Развивать словесно-логическое мышление, память, внимание.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать чувства доброжелательности, ответственности, сотрудничества, активности на занятии.

4. Здоровьесберегающие:

  • Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • соблюдать режим охраны зрения;
  • чередовать статические и динамические задания.

Ход занятия:

Приветствие. «Передай улыбку по кругу»

Логопед: Ребята, у меня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу, а вы передавайте ее дальше, своему соседу. Теперь давайте улыбнемся нашим гостям. А теперь давайте каждый ласково назовет свое имя.

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня я получила интересное письмо (достает конверт)

«Здравствуйте, меня зовут Фома, я фокусник. Предлагаю вам поучаствовать в интересной игре. Если вы верно выполните все мои задания и отгадаете заклинание, то сможете получить от меня сюрприз! Посылаю вам свою фотографию и задания. Желаю удачи!»

II. Основная часть.

1. «Не зевайте, мой любимый звук отгадайте!» (Знакомство со звуком Ф)

Логопед: — Ребята, кто написал нам письмо? (фокусник)

- Как его зовут? (Фома)

- Что прислал в письме фокусник? (фотографию)

Логопед: Скажите, какие первые звуки вы слышите в словах: фокусник, Фома, фотография?

- Ф

- Молодцы, верно!

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком Ф, и чтобы его правильно произносить, сделаем гимнастику.

Анализ артикуляции и характеристика звуков[Ф]

Логопед: ребята, звук ф гласный или согласный? Почему? Что мешает выходу воздуха? (губы)

Дети: он не поется, как гласный, а встречает на своем пути преграду в виде зубов и губ.

Логопед вывешивает на доску символ звука Ф –большой воздушный шар.

Логопед: Звук Ф –так выходит воздух из большого шара. Давайте три раза отрывисто произнесем звук Ф. Ф-Ф-Ф.

Логопед: Послушайте, как я его сейчас произношу: твердо или мягко?

Дети: твердо

Логопед: Каким цветом обозначены согласные твердые звуки?

Дети: Синим

Логопед: Положим руку на горлышко. Горлышко звенит?

Дети: Нет

Логопед: Правильно! Значит, это какой звук – звонкий или глухой?

Дети: Глухой!

Логопед: Правильно, звук ф- согласный, глухой, твердый.

2. Игра «Флажок».

Логопед: Второе задание от Фомы. «Не зевай, дружок, поднимай синий флажок!» Возьмите в руку синий флажок. Когда вы услышите звук [Ф], поднимите руку с синим флажком. (Логопед прикрывает рот экраном)

Изолированно: Ф, М, Ф, Д, Т, Ф, Ы, П, Ф, Б.

В слогах: ФА, МУ, ТЫ, ДУ, ФУ, ФЫ, ПО, БУ, УП, АФ, УМ, АФ, ИФ, ЫТ, УФ.

В словах: флаг, каша, поросенок, магазин, кофта.

Молодцы, выполнили задание!

3. Игра «Паровозик»

Логопед: А теперь приехал к нам паровозик с вагончиками. У каждого на столе картинка. Нам нужно определить, где спрятался звук ф. Вызываю детей к доске, выходят со своей картинкой, определяют место звука в слове.

Логопед: Посмотрите, сегодня у нас в гостях любимая буква Фокусника Фомы.

Буква Ф надула щеки

Или встала руки в боки. (Картинка)

Ребята, на что похожа эта буква? (ответы детей)

Подсказка:

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки. (картинка)

Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу. (картинка)

Феня ходят – руки в боки,

Значит, выучил уроки. (картинка)

- А еще эта буква похожа на каждого из вас! Не верите? Встаньте, поставьте руки на пояс, повернитесь друг к другу, к гостям – вы стали похожи на букву Ф

4. Сейчас давайте мы сами станем фокусниками! Выложим на столе букву Ф из волшебных помпонов. Выкладывание буквы по контуру. Молодцы!

Логопед: А теперь нам нужно немножко отдохнуть.

Физминутка «Где водятся фокусники»

Где фокусники водятся — там делают зарядку:

Раз, два, три, четыре – топаем ногами.

Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

Руки вытянуть пошире –

Раз, два, три четыре!

Наклониться – три, четыре,

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку

Все мы делаем зарядку.

5. Игра «Фокусники».

Логопед: Следующее задание от фокусника.

Сделать звуковой анализ слова: ФОМА. (Сначала выкладываем звуковые символы, потом буквы)

— Сколько звуков? Сколько букв в слове?

— Сколько гласных?

— Сколько согласных?

— Сколько слогов в слове? Ребята, каким способом мы можем определить? (руку под горлышко, прохлопать, протопать)

А еще давайте вспомним правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

6. Логопед: посмотрите! Что это? Волшебный мячик.

В шляпу мячик положите

Заклинание прочтите,

Сюрприз получите!

Мячик нужно положить в шляпу и произнести заклинание, а заклинание будет вот таким (вывешиваю слоги на доску)

ФО-ФУ-ФА

Тихо, громко. А теперь каждый должен повторить. Подуем на шляпу (дыхательная гимнастика).

В шляпележит сюрприз. (Фонарик иигры с фонариком для группы)

III. Итог занятия.

Логопед: Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?

Самоанализ.

Перед вами лежат смайлики, если вы считаете, что вы со всем справились и вам было легко, возьмите зеленый смайлик и прикрепите на доску, если же было очень сложно прикрепите на доску красный смайлик.

Спасибо!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год