Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»
Логопедия
Автор: Шадрина Ирина Викторовна   
06.09.2024 23:31

«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»«Сенсорный профиль ребенка со статусом ОВЗ. Развитие сенсорной интеграции в рамках коррекционной работы учителя-логопеда»

И нормотипичные дети, и дети с нарушениями развития (ОВЗ) имеют свои особенности. Одна из особенностей –это сенсорный профиль, который влияет на поведение ребенка, на социальное взаимодействие, на обучаемость.

Сенсорный профиль –это то, как ребенок воспринимает и реагирует на различные сенсорные стимулы в окружающей среде.

Виды сенсорных систем:

  1. Тактильная: ощущения от прикосновений (рецепторных клеток кожи). Эти рецепторы расположены по всей поверхности тела и передают информацию о прикосновении, давлении, вибрации, температуре и боли.
  2. Вестибулярная: информация о движении, гравитации, изменение положения головы. Сообщает о движение или неподвижности, направлении и скорости передвижения. Тесно связана с аудиальной и зрительной системой. Расположена в структурах уха.
  3. Проприоцептивная: информация о положении тела в пространстве, частей тела, их связи друг с другом и по отношению к окружающим людям и объектам. Рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях, соединительных тканях, суставах. Например, держа в руках кубик, мы определяем его форму благодаря этой системе.
  4. Зрительная: информация об изображениях (проекциях) окружающего мира. Происходит через восприятие и преобразование излучений видимого спектра. Благодаря зрительной системе мозг формирует визуальное представление об окружающем мире.
  5. Слуховая: информация об акустических стимулах (звуковых волнах). Слуховая система связана с ориентировкой в окружающей среде, реакцией на опасность. На основе взаимосвязи слуховой и зрительной систем у ребенка формируется номинативная функция речи: соотнесение предмета со словом, его обозначающим.
  6. Обонятельная: информация о присутствии в окружающей среде определенных химических соединений (запахи). Эволюционно обонятельная система связана с распознаванием «свой-чужой», а также с реакцией на опасные стимулы. Благодаря запахам человек дополняет представление о предмете и формирует отношение к нему.
  7. Вкусовая: информация о вкусовых раздражениях.

Как проявляются особенности сенсорного профиля?

  1. Некоторые дети менее подвижны и имеют проблемы с координацией движения, что влияет на их участие в физических играх и активностях. Так происходит, потому что они слишком чувствительны к стимулам окружающей среды (гиперчувствительные).
  2. Некоторые дети испытывают перегрузку от чрезмерного количества любой входящей сенсорной информации, будь то звуки, свет, тактильные ощущения. Поэтому они быстро и легко раздражаются, не могут фокусироваться на задачах, капризничают (гипочувствительные).
  3. Сенсорный профиль также влияет на саморегуляцию (как ребенок справляется со стрессом и перегрузкой), восполнение ресурса (как он отдыхает и набирается сил), занятия и хобби (чем ему будет интересно и комфортно заниматься).

Характеристики детей гипо и гипер чувствительных.

У гиперчувствительных детей включается защита организма от внешних стимулов. Гипочувствительные дети находятся в сенсорном поиске.

Система кожной чувствительности:

Гиперчувствительный:

  • не любит когда что-то липкое на руках (пластилин, грязь, краска и т.д.)
  • не любит конкретную текстуру одежды
  • не любит одевать шапку и перчатки
  • не любит мыть голову, подстригать волосы
  • не любит хрустящую, требующую продолжительного жевания еду
  • испытывает неприятные ощущения при касании или объятиях, поцелуях
  • чрезмерно боится щекотки
  • избегает использовать руки для игры или ухода за собой.

Гипочувствительный:

  • бьется головой, кусает себя сам, щиплет кожу
  • любит липкие материалы, песок, мягкие игрушки, ковры с ворсом, щётки
  • любит касания, поцелуи, щекотку
  • не реагируют или ему нравится, когда его растирают жесткой мочалкой или руками по коже

Вестибулярная система:

Гиперчувствительный:

  • боится встать на ступеньки эскалатора
  • боится качаться на качелях, кататься на горках
  • не любит, когда его кружат на руках
  • не переносит езду в автомобиле, трамвае, поезде
  • не любит нестабильные поверхности

Гипочувствительный:

  • любит бегать и кататься с горки
  • качается на качелях и каруселях часами
  • любит автобусы, трамваи, поезда
  • любит кружиться
  • забирается на любые нестабильные поверхности, прыгает на мячике, батуте

Проприоцептиная система:

Гиперчувствительный:

  • избегает объятий
  • не переносит давящей одежды, завязок, резинок
  • старается избегать тесных закрытых мест
  • не любит тяжёлых одеял и тяжёлой зимней одежды.

Гипочувствительный:

  • толкает и поднимает тяжёлые вещи
  • бросает тяжелые вещи
  • любит быть в тесных, закрытых местах, глубокое давление
  • любит сильные объятия
  • висит на перекладине
  • любит удары, битьё по стенке, любит сильные прыжки

Зрительное восприятие:

Гиперчувствительный:

  • предпочитает темноту
  • часто закрывает глаза
  • избегает солнца и яркого цвета, любит спокойные цвета
  • не любит мелькания перед глазами
  • быстро перегружается при обилии ярких стимулов.

Гипочувствительный:

  • включает и выключает свет
  • смотрит на повторяющиеся движения (переворачивание страниц книги, открывает-закрывает дверь, его пальцы двигаются перед лицом)
  • выстраивает вещи в линию, смотрит на предметы, скосив глаза
  • смотрит на предметы из необычного угла зрения
  • любит яркие цвета
  • любит смотреть рекламу и яркие активные мультфильмы

Слуховое восприятие:

Гиперчувствительный:

  • плачет, когда включают домашние электроприборы (пылесос, дрель)
  • любит, когда говорят мягким голосом, может слышать очень слабые звуки
  • быстро перегружается в шумном месте
  • боится строительных работ и метро.

Гипочувствительный:

  • не реагирует, когда люди говорят, спрашивают его
  • не понимает длинные фразы, в быстром темпе, произнесенные мягким голосом
  • любит музыку и конкретные звуки, ритмичные звуки
  • любит игрушки, которые издают конкретные звуки
  • любит, когда с ним говорят как в мультфильмах

Зачем нужно знать сенсорный профиль ребенка педагогу и родителям:

  • во-первых сенсорный профиль –это подсказка для взрослых в понимании почему ребенок ведет себя так или иначе.
  • во-вторых, это возможность предоставить ребенку индивидуализированную поддержку и подходящую именно ему стимуляцию для развития.
  • в-третьих, без понимания, как именно «устроен» ребенок, невозможно сделать его быт комфортным и уютным для него.

Сенсорный профиль можно развивать, усиливая и расширяя сенсорный опыт ребенка, который в свою очередь способствует более полноценному восприятию окружающего мира и развитию нервной системы.

Сенсорный опыт ребенка можно развивать через игры, физическую активность, творчество, разнообразную еду, книги с картинками, музыку, песни и любое другое взаимодействие с окружающим миром, где ребенок играет роль испытателя, находится внутри ситуации, а не просто сторонний наблюдатель.

Создание сенсорных комнат, как в условиях детского сада, так и в домашних условиях. Но все это больше относится к воспитателям, психологам дс, родителям.

В классических логопедических методах и средствах коррекции идет опора на зрительные и слуховые системы. Но в рамках сенсорной интеграции учитываются все системы, и основной упор делается на тактильную, вестибулярную и проприоцептивную. Что я и использую в своей работе. Это помогает сократить период автоматизации звуков в слогах, словах, фразах, связной речи. Помогает освоить слоговую структуру слова, грамматику освоить, сконцентрировать ребенка на выполнении задания, если у ребенка проблемы поведенческого характера.

1. При автоматизации звуков в слогах, словах, связной речи, спонтанной речи я использую балансировочную доску. Которая помогает решать сразу несколько задач: развитие восприятие собственного тела в пространстве, восприятие частей тела относительно друг друга и развитие разных компонентов речи (артикуляция, звукопроизношение, грамматический строй речи):

  • одновременное движение артикуляционных укладов и движения рук
  • автоматизация звука в словах, слогах (бросать мешочек и произносить слова, делить слова на слоги и т.д.)

2. Игры с сыпучими материалами (крупы, песок, пластилин, кинетический песок и т.д.): -мы лепим буквы, которые обозначают тот звук, который учим,

  • при запуске речи с неговорящими детьми, ребенок ищет игрушки в песке, крупе, в гелевых шариках и пытается назвать игрушку
  • артикуляционная гимнастика (нашел игрушку –сделай упражнение, например, нашел лопатку, сделай лопатку и т.д.)
  • решается задача слоговой структуры слова, произношения того или иного звука в словах, тренировка падежных окончаний (я вижу лопатку, нашел тигра, я закопал зайку и т.д.)

3. «Глагольная дорожка»: хлопни-топни-стукни-жми-тяни-дуй. Дети «безречевые» учатся переключаться (с одного действия на другое), проговаривают сначала звукокомплексы (хлоп-топ-тук-жух-иии-), затем –глаголы (я хлопаю, я топаю, я жму, я стучу, я тяну, я дую), затем проговаривание слов по слогам (хлопая, топая, стуча, тянуть ит. д.), грамматические формы осваивает ребенок, спрягать глаголы (я спешу в школу, ты спешишь в школу, он спешит в школу, она спешит в школу, они спешат в школу и т.д.).

4. Использования на занятиях природного материала: шишки, орешки, желуди, ракушки, камушки разного размера, формы и т.д. И с их помощью решаются задачи на развитие переключаемости, автоматизации звуков, слоговой структуры речи, мелкой моторики. (Например, разложи шишки и ракушки чередуя друг с другом. Ракушка-кулак, шишка-ладонь, ракушка –звук С, шишка-звук Ш и т.д. А теперь положи на место, но ракушку возьми левой рукой и послушай море, а затем в корзину положи, а шишку возьми в правую руку и поднеси к носу, а затем положи в корзину.)

5. Развитие восприятия цвета и мелкой моторики решается с помощью сортеров. Например, Тема: Морские обитатели. Разложить пинцетом (щипцами) морских животных по чашечкам в соответствии с цветом. Одновременно можно решать задачи по автоматизации звука в слогах, словах, фразах (степень сложности зависит от возраста и задачи). Таким образом, автоматизация происходит быстрее, способствует решению проблемы «кабинетной речи».

6. В идеале «логопедический кабинет» должен быть девственно чистым от разных пособий, игрушек, он должен быть мобильным и наполнятся игрушками, картинками по необходимости. Ребенка ничего не должно отвлекать, раздражать.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год