Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Логоритмика как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Логопедия
Автор: Брацун Марина Игоревна   
07.11.2024 05:33

Логоритмика как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаЛогоритмика как метод коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Введение

Логоритмика – это уникальный метод коррекции речи, который сочетает в себе элементы музыки, ритма и движения для развития речевых навыков у детей. Этот метод был разработан советским логопедом и музыкантом Н.А. Артюхиной в середине XX века и с тех пор зарекомендовал себя как эффективный инструмент для работы с детьми, имеющими нарушения речи и речевую задержку. Цель данного исследования – рассмотреть влияние логоритмики на коррекцию речевых нарушений у детей и выявить её основные преимущества и особенности применения.

Теоретическая основа логоритмики

 

Логоритмика базируется на принципах интеграции музыки и движения в процесс развития речи. Важными аспектами логоритмического обучения являются:

  1. Музыкальный ритм: Музыка способствует развитию фонематического слуха, что является необходимым для правильного восприятия и воспроизведения звуков. Ритм помогает закрепить правильное произношение и преодолеть трудности с артикуляцией.
  2. Двигательная активность: Движение активирует различные участки мозга, что способствует улучшению общей моторики и координации движений, а также помогает отработать произносительные навыки.
  3. Эмоциональное вовлечение: Из-за своей игровой и артистической природы логоритмика создает положительную и эмоционально насыщенную атмосферу, что снижает страх перед речевыми нагрузками и повышает мотивацию детей.

Методы и процедуры исследования

Для оценки эффективности логоритмики в коррекции речевых нарушений было проведено исследование, в котором участвовали 30 детей в возрасте от 5 до 7 лет, имеющих разные виды речевых нарушений (дислалия, аллалия, фонетико-фонематические нарушения). Исследование включало следующие этапы:

  1. Первичная диагностика: На первом этапе проводилась диагностика речевого развития детей, оценивались фонематическое восприятие, уровень словарного запаса и произношения.
  2. Занятия по логоритмике: В течение 12 недель проводились занятия, которые включали игры с ритмом, упражнения на движение под музыку, а также песни и стихи, сопровождаемые движениями.
  3. Повторная диагностика: По завершении программы проводилась повторная диагностика для оценки изменений в речевом развитии детей.

Результаты исследования

После 12 недель занятий по логоритмике были получены следующие результаты:

  1. Улучшение фонематического восприятия: У 80% детей наблюдалось значительное улучшение в различении звуков, что подтверждается более высокими результатами в тестах на фонематическое восприятие.
  2. Коррекция произношения: У 75% детей удалось устранить или снизить количество ошибок в произношении звуков, особенно проблемных (с, з, р).
  3. Повышение словарного запаса: Участники программы продемонстрировали увеличение активного словарного запаса в среднем на 15-20%.
  4. Эмоциональная вовлеченность: Объективные наблюдения показали, что занятия вызывали положительные эмоции у детей, что способствовало их дальнейшему развитию и желанию участвовать в уроках.

Заключение

Логоритмика является эффективным методом коррекции речевых нарушений у детей, который способствует интеграции различных видов активности — музыкальной, двигательной и речевой. Результаты нашего исследования показали, что регулярные занятия по логоритмике не только улучшают произношение и фонематическое восприятие, но и способствуют общему развитию ребенка, повышая его эмоциональную устойчивость и уверенность в себе.

Дальнейшие исследования должны направляться в изучение применения логоритмики в различных возраста и с разными видами речевых нарушений. Логоритмика предлагается как перспективное направление в области логопедии, открывающее новые горизонты для коррекционной работы с детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год